Проблемы экономики и способы их решения
Туризм - будущее Арсеньева?
Может ли Арсеньев стать туристическим центром Приморья? Как мы можем привлечь туристов? Нужно ли вообще развивать туристическую отрасль? Эти и другие вопросы постоянно звучат на рабочих совещаниях в отделе поддержки предпринимательства и инвестиций администрации города, работу которого я курирую.
По данным научных исследований, 10 туристов, въезжающих на территорию края, создают одно рабочее место. Схема простая. Люди путешествуют, изучают мир и... тратят деньги. Ведь им нужно где-то остановиться, покушать, посетить достопримечательности, сделать памятные фотографии, купить сувениры и многое другое.
Администрация Приморского края разрабатывает краевую программу развития туризма на период до 2005 года, так как придает большое значение развитию туристической отрасли.
Администрация нашего города в лице отдела поддержки предпринимательства и инвестиций разработала программу развития туризма в г. Арсеньеве на период до 2005 г. В настоящее время данная программа проходит согласование в отделах администрации для дальнейшего утверждения в Думе.
Хотелось бы отметить, что многие жители ошибочно считают, что сотрудники администрации сами должны разрабатывать программу и внедрять ее. На самом деле без заинтересованности самих жителей, сотрудников туристических фирм и сопутствующих отраслей туризма невозможно создать эффективную программу.
На мой взгляд, задача сотрудников моего отдела другая - активизировать или разбудить творческий потенциал людей. У каждого человека есть свои идеи, мысли о том, как сделать наш город интересным и привлекательным. Но люди молчат, потому что их не спрашивают, им не помогают, у них нет денег, им все равно и... еще десятки причин.
Для того, чтобы помочь инициативным людям, мы создали банк инвестиционных проектов, в котором накапливаются деловые предложения для привлечения бюджетных и внебюджетных средств.
Одной из проблем, с которой столкнулись сотрудники администрации, оказалось то, что иногда люди не могут представить экономическое обоснование своим идеям. Казалось бы, есть замечательная идея, но переведённая на язык цифр и экономических расчетов, идея оказывается финансово несостоятельной.
Что делать? Вкладывать деньги в проект или нет? Любой бизнесмен скажет твердое «нет». Почему местный бюджет должен финансировать убыточные проекты? Пора, на мой взгляд, привыкать к мысли, что мы живем в условиях рынка, где есть предложение и платежеспособный спрос населения.
Бюджетные средства должны направляться на социально-экономические проекты, имеющие высокую эффективность.
Вступление России в ВТО: возможные последствия для города
Всемирная торговая организация - зло или благо? Что даст Арсеньеву вступление России в ВТО?
Однозначного ответа никто не может дать, так как никто в стране не может точно предсказать, что нас ждет. Но для прогнозирования ситуации отдел экономики и отдел поддержки предпринимательства и инвестиций разослал письма в крупные предприятия города для оценки ситуации.
Каков прогноз для города?
В соответствии с правилами вступления в ВТО вводятся ограничения на государственную поддержку авиационной промышленности.
Поэтому вступление в ВТО рассматривается как отрицательный фактор развития отрасли. Производство гражданской и военной авиатехники тесно взаимосвязано. По мнению администрации муниципального образования г. Арсеньев, если будет отсутствовать господдержка отечественного авиастроения (госзаказ, предоставление лизинговых льгот, финансирование НИОКР и т.д.), то предприятие ОАО ААК «Прогресс» сможет продержаться в течение 2-3-х лег Дальнейшее будущее видится в остановке производства с массовыми увольнениями, в отсутствии налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. То есть без господдержки предприятие будет поставлено на грань выживания.
ОАО ААК «Прогресс» - градообразующее предприятие, поэтому финансовые проблемы данного предприятия автоматически отразятся на финансовом состоянии муниципального образования.
Корейская фабрика ООО «Аросс» работает только на экспорт (рынок США) и, по нашему мнению, только выиграет от вступления России в ВТО. Однако изменился Таможенный кодекс РФ, и сейчас прорабатываются варианты по взаимодействию с данным предприятием.
Пищевая промышленность пока неспособна полностью насытить внутренний рынок, и мы прогнозируем обострение импортной конкуренции. Но проблема всех «пищевиков» - сырье. Поставщик сырья - агропромышленный комплекс. Без поддержки сельского хозяйства со стороны государства муниципальное образование г. Арсеньев почувствует проблемы через уменьшение деятельности сельскохозяйственного рынка (это будет первым признаком) и через банкротство предприятий пищевых технологий (это второй признак).
В розничной торговле ожидается рост конкуренции.
Малый бизнес города Арсеньева воспринимает вступление России в ВТО как отдаленную перспективу (с учетом планируемого переходного периода - 5-7 лет). Однако, по прогнозам администрации, должно произойти резкое сокращение индивидуальных предпринимателей за счет ликвидации или укрупнения бизнеса.
Существенный урон малому бизнесу будет нанесен в области торговли текстильной продукцией, так как это направление бизнеса держится в основном на так называемых «челноках».
Принципиально важным, по мнению администрации, должно быть решение о поэтапном вхождении России в ВТО, а также разработка мероприятий на федеральном и краевом уровне по государственной поддержке машиностроительной отрасли и агропромышленного комплекса.
В заключение по этому вопросу хотелось бы отметить, что вступление России в ВТО неизбежно и уже сейчас нужно готовиться к жесткой конкуренции.
Малый бизнес: проблемы и пути развития
Одной из точек роста экономики города является развитие малого и среднего бизнеса. Динамика малого предпринимательства за последние пять лет показывает, что количество действующих предприятий в малом бизнесе сократилось более чем на 50%.
Значительная часть из них перешла в разряд частных предпринимателей, а часть прекратила свою деятельность. Количество предпринимателей без образования юридического лица на конец 2002 года составило 5 367 человек.
Доля валового продукта по городу, создаваемого предприятиями малого бизнеса, возросла от 3% в 2000 году до 12% в 2002 году.
Удельный вес налоговых поступлений в бюджет города от предприятий малого бизнеса составляет 10-12%, а с учетом частных предпринимателей - до 25%, что в 1,5 раза выше уровня 2000 года.
В 2002 году освоение инвестиций по реконструкции ЖКХ города составило 23,3 млн. руб., на долю малого предпринимательства приходится свыше 40%.
По оценкам администрации Приморского края, малый бизнес в Арсеньеве успешно развивается. Администрация города уделяет большое внимание вопросам развития предпринимательства.
В городе созданы и работают: общественная организация «Совет предпринимателей»; автономная некоммерческая организация «Консультационный центр предпринимательства Северного Приморья»; некоммерческое партнерство «Консультационно-информационный образовательный центр» «Арсинформ-наука»; кредитный потребительский кооператив «Союз»; банк кредитования малого бизнеса; фонд поддержки малого бизнеса.
Некоторые из вышеперечисленных организаций работают успешно, некоторые меняют формы работы, но главное то, что они существуют.
Учитывая актуальность вопроса развития малого бизнеса, в сентябре этого года в администрации создан новый отдел по поддержке предпринимательства и инвестиций.
К основным направлениям работы по поддержке предпринимательства следует отнести:
1. Повышение квалификации предпринимателей в области стратегического планирования, бизнес-планирования, маркетинга и рекламы. Предлагается проведение семинаров-тренингов на платной и бесплатной основе.
2. Работа по устранению административных барьеров.
Основные пути преодоления административных барьеров:
- минимальные сроки при открытии новых видов бизнеса;
- минимальные сроки при согласовании различных проектов (строительных, энергетических и др.);
- оперативное решение проблем, возникающих у предпринимателей при обращении в администрацию;
- отсутствие внеплановых проверок (кроме расследования жалоб потребителей);
- мораторий на проверки всех инстанций в течение года - трех лет для вновь открывшихся предприятии;
- внедрение журнала проверок для всех субъектов малого бизнеса на территории МО.
Административные барьеры следует понимать как ограничения, сковывающие оперативную работу в бизнесе. «Время - деньги» -это закон нашей жизни. Поэтому административные барьеры следует понимать как действия чиновников, задерживающих запуск производственных мощностей, ограничивающих работу субъектов малого бизнеса, и т.д.
Было бы ошибкой считать, что работа межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров ориентирована на политику вседозволенности всех сторон рыночных отношений. Цель работы комиссии - выяснить противоречия, возникающие между участниками рынка, найти компромиссное решение проблем.
Очень важно понимать, что существуют различия между требованиями закона и личной неприязнью чиновника, между стремлением улучшить социально-экономическую ситуацию в городе и стремлением поживиться за счет средств предпринимателя.
Если на предприятии отсутствуют нормальные условия труда или нарушаются санитарно-гигиенические правила торговли - это повод для работы контролирующих служб. Конечной целью всех контролирующих инстанций должно быть развитие нормальных условий для рыночных отношений, но никак не количество и сумма штрафов. Это мое личное убеждение.
3. Вывод малого и среднего бизнеса из тени.
Единственный способ сделать это - оказать помощь предпринимателям в области налогового планирования, через семинары и консультации.
4. Привлечение малого бизнеса к государственным (муниципальным) заказам (закупкам).
По прогнозам, внедрение системы муниципального заказа позволит сократить расходы местного бюджета на 20-40% и обеспечит заинтересованность малого бизнеса в гарантированных государственных заказах.
5. Улучшение доступа предпринимателей к информационным ресурсам. Для решения данного вопроса есть два способа:
- создание официального web-сайта города (с информацией справочного характера о предприятиях, госзаказах, стратегических направлениях развития города и края);
- создание муниципальной информационной службы.
Администрация города участвует в краевой целевой программе «Электронное Приморье», и это позволит, на наш взгляд, решить задачу доступа предпринимателей к информационным ресурсам.
К перспективным направлениям в области поддержки малого бизнеса следует отнести:
1. Создание дополнительных финансовых институтов по предоставлению микрокредитов и оказанию лизинговых услуг субъектам малого бизнеса.
2. Создание бизнес-инкубатора (на территории ОАО ААК «Прогресс» и вуза - АрТИ ДВГТУ).
3. Создание венчурного фонда (для частных инвесторов).
4. Организация систематической ярмарки-выставки бизнес-проектов на территории МО.
Из последних разработок отдела поддержки предпринимательства и инвестиций.
В отделе поддержки предпринимательства и инвестиций комитета экономического развития администрации Приморского края 21 октября 2003 г. состоялся конкурс по отбору бизнес-планов создания инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. От города Арсеньева был представлен проект «Аналитическая информационная служба в г. Арсеньеве».
Основная бизнес-идея проекта - оказание комплекса информационно-консультационных услуг физическим и юридическим лицам на территории г. Арсеньева и на территории Северного Приморья.
Результаты конкурса пока неизвестны, но мы надеемся на хороший результат.
Малый бизнес - один из локомотивов развития рыночной экономики, и администрация уделяет большое внимание данному вопросу.
Эффективное управление муниципальной собственностью (имущество и земля, бюджетные средства (муниципальный заказ))
Одним из эффективных инструментов решения экономических вопросов муниципального образования является паспортизация ресурсов. Другими словами, администрация муниципального образования должна точно знать: какой собственностью она обладает, какой доход можно извлечь из эксплуатации этой собственности, насколько эффективно используются эти ресурсы, что мешает получать дополнительный доход.
Среди основных источников муниципальной собственности можно выделить следующие объекты: имущество, землю, доходы.
Важно знать, как работают муниципальные предприятия и учреждения, сколько они приносят или забирают денег из местного бюджета.
Для решения этой задачи и в целях проведения государственной политики, направленной на предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий, восстановлена работа наблюдательного совета по антикризисному управлению при главе муниципального образования г. Арсеньев. В цели и задачи этого совета входит пристальный анализ деятельности существующих муниципальных предприятий и учреждений.
В настоящее время политика государства направлена на сокращение численности муниципальных предприятий и учреждений для того, чтобы оставить только те, которые являются остро социально значимыми. Должны остаться только те муниципальные предприятия, которые приносят доход в местный бюджет и без деятельности которых муниципальные образования не могут функционировать.
Остальные должны стать частными компаниями, акционироваться или выбрать другую организационную форму.
Повышаются требования к руководителям муниципальных предприятий и муниципальных учреждений. У каждого должен быть разработан план перспективного развития своей организации.
Задачи наблюдательного совета - проанализировать деятельность предприятий, работу их руководителей, оценить перспективы развития предприятий и многое другое.
Второй задачей муниципалитета является проведение инвентаризации земель и недвижимости.
Цель инвентаризации - определить, кто реальный хозяин этих объектов, какие налоги, за что и в какие бюджеты платятся.
Важно определить, насколько эффективно используется муниципальная собственность, какой доход в виде денежных поступлений (зарплаты, валового продукта, налогов) она приносит в местный бюджет.
Роль общественности в развитии города
«Сколько людей - столько и мнений». Существует несколько подходов к решению проблем - конструктивный и популистский. Я за конструктивный подход. Что это значит?
Есть идея, проект, концепция, и если ты согласен с данным направлением, то предложи шаги, мероприятия, как дополнительно усилить проект. Если не согласен или не нравится, то предложи альтернативный вариант, обоснуй и докажи свою точку зрения (экономически, графически, математически). Подход по принципу: «Мне не нравится и все тут, просто не нравится, - я не принимаю.
Я за конкретную работу и мероприятия. Не люблю популистских высказываний и обещаний. Вокруг море работы, проектов, идей и концепций, и мне жаль просто тратить время на пустые разговоры ни о чем.
Поскольку я отвечаю за экономические вопросы, то привлечение общественности я вижу через работу экономического совета города, ежегодные студенческие конференции по социально-экономическим вопросам, «круглые столы», обсуждения через СМИ.
Я работаю по принципу: «Вокруг меня умные люди, и доказывать, что они умные, мне не надо. Главное, чтобы они хорошо делали свое дело».
Дума, её роль и значение в управлении городом
В России формируется демократическое общество. Это трудный и долгий процесс. Существуют две ветви власти: исполнительная и представительная (законодательная). С одной стороны - администрация муниципального образования, с другой - Дума города.
Задавать вопрос - кто важнее и кто главнее, у кого больше полномочий или меньше, - на мой взгляд, глупо. Главу и депутатов избрал народ. Народ доверил им свое социально-экономическое будущее. Поэтому надо работать в одной упряжке, на благо жителей города.
Когда говорят о противостоянии депутатов местных дум главам администраций, почему-то все забывают об одном из древних законов управления: «Разделяй и властвуй». Все просто: пока главы и депутаты грызутся между собой - ДЕЛО стоит, экономические и социальные проблемы накапливаются. Кому это выгодно? Думаю, что не избирателям, жителям города. Та же самая ситуация в крае, в стране.
На мой взгляд, администрация и Дума города должны работать над ключевыми проблемами сообща, не пытаясь забрать функции друг друга.
Например, мне для решения вопроса автопассажирских перевозок очень нужно, чтобы интересы пассажиров учитывались автоперевозчиками. Для этого должна эффективно работать система муниципального заказа. Автобусы и микроавтобусы должны ходить строго по графику, приезжать к приходящему и уходящему поезду, перевозить льготные категории населения, должны соблюдаться правила дорожного движения и безопасность на дорогах.
Я могу все эти условия оговорить в муниципальном заказе на перевозки, но, чтобы эти требования считались законными, их необходимо утвердить на Думе. Я думаю, это правильно. Поскольку мы строим правовое государство, то нужно постепенно приучать людей уважать закон и выполнять его.
Мне иногда звонят по телефону «доброжелатели» и, не представляясь, начинают критиковать действия администрации и Думы: «Пробрались во власть и ничего не делают. Зазнались, щеки понадували...»
Я спокойно воспринимаю работу в администрации. Удивляет иногда реакция людей, когда начинаешь отстаивать экономические интересы муниципального образования. Все ищут мой личный, коммерческий интерес в этих вопросах. Есть рыночные отношения. Частный бизнес и как им управлять - мне понятно и привычно.
Но почему муниципальное образование должно жить по социалистическим принципам? Почему оно должно в условиях рынка работать по старым принципам? Муниципальное образование - это экономическая система, и если нарушать правила управления этой системой - система разрушится. Я стремлюсь этого не допустить.
С Думой мне работать интересно. Каждый депутат - человек, за которым стоят избиратели. Я стараюсь быть на каждом заседании Думы, чтобы понять, как думают, что требуют народные избранники.
Сравнивая прежний и новый состав Думы, я хотел бы отметить более уравновешенную работу вновь избранных депутатов. Все вопросы вдумчиво прорабатывают, требуют дополнительных расчетов, аргументов. Это все понятно и правильно. Я верю в здравый смысл, верю, что через четыре года мы (администрация и депутаты) сможем доложить жителям города о хороших результатах проделанной нами работы.
Интеллектуальный потенциал города (банк проектов). Привлечение инвестиций (цели и проблемы)
Об Арсеньеве говорят как о высокоинтеллектуальном городе. Это объясняется просто - два градообразующих предприятия ВПК со специалистами высокой квалификации. Благодаря своей квалификации многие заводчане в новых рыночных условиях смогли заняться бизнесом. Если оглянуться вокруг, то большинство руководителей малых предприятии и предприниматели - выходцы из заводской среды.
В Арсеньеве живут и работают энтузиасты и профессионалы, люди с разносторонними интересами. Но есть проблема, с которой сегодня столкнулись сотрудники отдела поддержки предпринимательства и инвестиций администрации. Проблема называется - неумение преподнести свою идею.
Что это значит? Обычно, если у человека есть идея, он думает, что все будет замечательно и всем от этого будет хорошо. В условиях рынках одно из главных условий успеха - это умение оценить потенциал от реализации идеи. Один из самых простых способов это сделать - написать бизнес-план, в котором кратко описываются покупатели, рынки сбыта, ценовая политика, производство, риски, делаются экономические расчеты.
Главная задача бизнес-планирования - оценить реальность проекта, просчитать сроки окупаемости вложенных средств. Чем быстрее деньги возвратятся инвестору, тем привлекательнее для него тот или иной проект. К сожалению, многие авторы замечательных идей не умеют готовить инвестиционные заявки и бизнес-планы. Поэтому часто возникают обиды - «у меня есть супер-идея, а бюрократы ее губят».
По моему личному убеждению, нельзя думать, что бюджетные деньги должны распределяться наобум, по личным симпатиям или антипатиям. Политика краевой администрации ориентирована на проектный подход, то есть у муниципального образования есть конкретный проект, он требует столько-то финансовых ресурсов, результатом данного проекта будут такие-то показатели. Плюс к этому экономические расчеты, диаграммы, графики. Это рыночное управление экономикой. Это правильно, и так должно быть. Практика «дайте денег, а мы их освоим», на мой взгляд, порочна. В рыночных условиях по-другому: сначала спрос, потом предложение. А если наоборот, то нужна массированная рекламная кампания, чтобы создать спрос на товары или услуги.
К чему все это? В администрации города отделом поддержки предпринимательства и инвестиций создан, формируется и пополняется Банк инвестиционных проектов (БИП). Любой житель города, если у него есть бизнес-идея, может получить пакет документов для оформления своего проекта и занесения его в БИП.
Цель создания БИП - привлечь к социально-экономическому развитию города научный потенциал нашего города и финансовые ресурсы частных инвесторов, бюджетов всех уровней, банковских структур.
Инвестиционные проекты будут анализироваться, систематизироваться и, в зависимости от значимости, включаться в программу развития муниципального образования. Часть проектов будет включена в краевые и федеральные программы. Другие проекты будут поданы на гранты. Работы будет очень много. У каждой финансовой организации свои критерии оценки, свои требования, свои условия. Все это надо учитывать при работе.
Часто слышится упрек в адрес моих сотрудников: зачем все это делать, если денег никто не даст? Хотелось бы ответить коротко: «Деньги выделяются, и будут выделяться только под экономически обоснованные социально-экономические проекты».
Адресная социальная помощь (льготы: за и против)
В последнее время участились споры в средствах массовой информации, в муниципальных образованиях о необходимости предоставления льгот различным категориям граждан. Цена вопроса в рамках страны - три федеральных бюджета, чтобы обеспечить все предусмотренные в законодательстве льготы.
На примере города Арсеньева. Только для того, чтобы обеспечить автоперевозки всех льготных категорий граждан, в год необходимо порядка 54 млн. руб. Это только одни перевозки. Но есть еще льготы на услуги ЖКХ и ряд других льгот.
Собственные доходы муниципального образования г. Арсеньев в 2003 году составляют порядка 120 млн. руб. Возникает вопрос: где же брать деньги на обеспечение льгот? Ответ прост только на бумаге - краевые и федеральные средства. Но из краевых средств на перевозку льготных категорий населения выделено только 13% от требуемой суммы.
В Бюджетном кодексе написано, что органы местного самоуправления должны осуществлять государственные полномочия в пределах финансирования. Другими словами, нет денег в бюджете на обеспечение льгот, значит, льготы не предоставляйте. Но как это объяснить ветерану войны, пенсионеру, который всю свою сознательную жизнь защищал и строил СССР, коммунистическое общество? Как объяснить ему, что государство отвернулось от него?
Все негодование приходится на местную власть - она, мол, ничего не делает. «Пусть администрация заставляет предприятия и организации работать бесплатно, но чтоб льготы оказывались в полном объеме, мы их заработали», - часто слышу я разгневанные голоса. Бесплатно, конечно можно работать, но недолго. Когда нет собственных средств, у предприятия есть два пути - или занять где-то или объявить себя банкротом. Именно поэтому большинство муниципальных предприятий и учреждений или банкроты, или близки к этому. В рыночных условиях за товар и оказанные услуги надо платить всем и всегда.
Возникает вопрос: «Что же делать? Как дальше жить?» Наиболее приемлемый вариант решения данной проблемы - адресная социальная помощь. У каждого социально незащищенного жителя должен быть специальный счет в банке, на который идут прямые перечисления из федерального или краевого бюджета. Эти перечисления должны быть только целевыми - за жилье, коммунальные услуги, перевозки и т.д., - чтобы, они шли напрямую в, те предприятия, которые эти услуги оказывают. Чтобы не было соблазна использовать их для других целей и задач.
При таком развитии событий большая нагрузка ложится на плечи управления социальной защиты населения: списки, анализ доходов, работа с финансовыми структурами.
Для статистики приведу несколько фактов. В управлении социальной защиты населения администрации муниципального образования на 01.10.2003 г. состояли на учете 5 364 малообеспеченных семьи, 330 многодетных семей, 463 семьи с детьми-инвалидами, 404 инвалида и участника Великой Отечественной войны.
На 1 октября 2003 года в городе насчитывается 7911 получателей детских пособий. В городе Арсеньеве более 18 тыс. пенсионеров.
Идеальный вариант решения социальных проблем - высокий уровень доходов граждан, размер пенсий в размере двух прожиточных минимумов, профицитный городской бюджет. Это сложная задача, и для того, чтобы решить ее, требуются время и совместные действия администрации, работодателей, жителей города. Это наша общая задача. Решая экономические вопросы, мы решаем и социальные задачи. Вот такая получается связка или взаимозависимость.
Информационное управление городом
XXI век называют информационным. «Кто владеет информацией, тот владеет властью». По моему глубокому убеждению, для того, чтобы эффективно управлять муниципальным образованием, должна быть создана муниципальная информационная служба (МИС). В Уставе города, статьей 13, за органами местного самоуправления эта задача прописана. Но из-за того, что наш бюджет дотационный, нет средств на организацию и содержание МИС. Для того, чтобы создать и развить такую службу, нужно немного средств - около 300 тыс. руб. (для сравнения: это эквивалентно стоимости двухкомнатной квартиры новой планировки в нашем городе). Два оператора и программист - основной штат сотрудников. Два компьютера. Телефон. Все, больше пока ничего не нужно.
Что это даст? Обобщение и систематизацию информации о муниципальном образовании. Например, стоит торговый павильон: чей он, какие условия аренды, основной ассортимент продукции, количество работающих, цены на основную продукцию и другая информация. Зная это, можно делать реальные прогнозы социально-экономического развития нашего города, планировать поступление денежных средств.
Жители города хотят узнать где, по какому адресу можно получить справку, расписание движения поездов и автобусов, где находятся юридические конторы и еще ответы на тысячи вопросов. Те же самые вопросы возникают и у сотрудников администрации, депутатов думы, работников муниципальных предприятий и государственных органов.
С января 2004 года начнет работать система муниципального заказа. Для того, чтобы сделать закупки, нужно собрать информацию о ценах на продукцию для котировочных комиссий. Зачем бегать по городу, если все данные о ценах будут в компьютерах.
Я считаю, что создание информационной службы - эффективный инструмент для социально-экономического развития города.
Перспективные направления экономического развития города
1. Развитие инфраструктуры туризма (модернизация горнолыжной базы и оборудования, создание сопутствующих услуг).
Планируется:
- привлечение инвестиций в размере -1,5-6 млн. долларов США;
- создать дополнительно 200 рабочих мест;
- ежегодный фонд оплаты труда - 2,4-9,6 млн. руб.;
- пополнение местного бюджета за счет налоговых поступлений более чем на 0,75 млн. руб.
2. Восстановление пищевой переработки продукции (сельскохозяйственной, плодовоягодной, даров тайги).
Планируется:
- привлечение инвестиций в размере -1-5 млн. долларов США;
- создать дополнительно 50-200 рабочих мест;
- ежегодный фонд оплаты труда - 2,4-9,6 млн. руб.;
- пополнение местного бюджета за счет налоговых поступлений более чем на 0,2-0,8 млн. руб.
3. Создание предприятия по переработке бытовых отходов.
Планируется:
- привлечение инвестиций в размере - 5-10 млн. долларов США;
- создать дополнительно 200-500 рабочих мест;
- ежегодный фонд оплаты труда 4,6-24 млн. руб.;
- пополнение местного бюджета за счет налоговых поступлений более чем на 1,87 млн. руб.
4. Создание в городе информационного центра Северного Приморья (сбор и обработка информации о предприятиях, товарах и услугах северных территорий).
Планируется:
- привлечение инвестиций в размере 0,3 млн. долларов США;
- создать дополнительно 112 рабочих мест;
- ежегодный фонд оплаты труда - 4,7 млн. руб.
-пополнение местного бюджета за счет налоговых поступлений более чем на 0,6 млн. руб.
Основные направления экономического развития города:
1. Привлечение инвестиций в малый и средний бизнес (в том числе иностранных). Это позволит создать новые рабочие места, увеличить объем производства товаров и услуг, увеличить поступление налогов в бюджет.
2. Работа фонда поддержки малого предпринимательства (консультирование по налогообложению, помощь в оформлении бизнес-проектов, кредитование под разработанные бизнес-планы). Это позволит сократить время предпринимателей на оформление налоговой отчетности, кредитовать малый бизнес, повысить грамотность налогоплательщиков, увеличить поступление налогов в бюджет.
3. Формирование информационной сети, создание системы электронного документооборота (через сеть Интернета). Это позволит увеличить эффективность работы организаций любых форм собственности, ускорить обработку информации и принятие управленческих решений.
4. Обеспечение доступа и участия малых предприятий в размещении заказов на поставки продукции для государственных (муниципальных) нужд. Это даст гарантированную загрузку малых предприятий, стабильность работы и, как следствие, стабильную заработную плату работников этих предприятий, увеличение налоговых поступлений в бюджет, экономию местных бюджетных средств на 20-40%.
5. Устранение административных барьеров и оперативное решение вопросов и проблем в области малого бизнеса. Это позволит сократить время на внедрение новых видов товаров и услуг, открыть новые производства и торговые точки.
М.В. Соболев, заместитель главы по экономическим вопросам
Опубликовано: Газета «Восход» № 1 (8507) от 03 января 2004 г.