. Проблемы экономики и способы их решения | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Проблемы экономики и способы их решения

                     Проблемы экономики и способы их решения

Туризм - будущее Арсеньева?
 
        Может ли Арсеньев стать туристическим центром Приморья? Как мы можем привлечь туристов? Нужно ли вообще развивать тури­стическую отрасль? Эти и другие вопросы постоянно звучат на рабочих совещаниях в отделе поддержки предпринимательства и инвестиций администрации города, работу которого я курирую.
        По данным научных исследований, 10 ту­ристов, въезжающих на территорию края, создают одно рабочее место. Схема простая. Люди путешествуют, изучают мир и... тратят деньги. Ведь им нужно где-то остановиться, покушать, посетить достопримечательности, сделать памятные фотографии, купить суве­ниры и многое другое.
           Администрация Приморского края разра­батывает краевую программу развития туриз­ма на период до 2005 года, так как придает большое значение развитию туристической отрасли.
             Администрация нашего города в лице от­дела поддержки предпринимательства и инвестиций разработала программу развития туризма в г. Арсеньеве на период до 2005 г. В настоящее время данная программа про­ходит согласование в отделах администрации для дальнейшего утверждения в Думе.
      Хотелось бы отметить, что многие жители ошибочно считают, что сотрудники администрации сами должны разрабатывать програм­му и внедрять ее. На самом деле без заинте­ресованности самих жителей, сотрудников ту­ристических фирм и сопутствующих отраслей туризма невозможно создать эффективную программу.
      На мой взгляд, задача сотрудников моего отдела другая - активизировать или разбудить творческий потенциал людей. У каждого че­ловека есть свои идеи, мысли о том, как сде­лать наш город интересным и привлекатель­ным. Но люди молчат, потому что их не спра­шивают, им не помогают, у них нет денег, им все равно и... еще десятки причин.
      Для того, чтобы помочь инициативным людям, мы создали банк инвестиционных проектов, в котором накапливаются деловые предложения для привлечения бюджетных и внебюджетных средств.
      Одной из проблем, с которой столкнулись сотрудники администрации, оказалось то, что иногда люди не могут представить экономи­ческое обоснование своим идеям. Казалось бы, есть замечательная идея, но переведён­ная на язык цифр и экономических расчетов, идея оказывается финансово несостоятель­ной.
        Что делать? Вкладывать деньги в проект или нет? Любой бизнесмен скажет твердое «нет». Почему местный бюджет должен фи­нансировать убыточные проекты? Пора, на мой взгляд, привыкать к мысли, что мы жи­вем в условиях рынка, где есть предложение и платежеспособный спрос населения.
    Бюджетные средства должны направлять­ся на социально-экономические проекты, имеющие высокую эффективность.
 
Вступление России в ВТО: возможные последствия для города
 
   Всемирная торговая организация - зло или благо? Что даст Арсеньеву вступление России в ВТО?
     Однозначного ответа никто не может дать, так как никто в стране не может точно предсказать, что нас ждет. Но для прогнозирова­ния ситуации отдел экономики и отдел поддержки предпринимательства и инвестиций разослал письма в крупные предприятия города для оценки ситуации.
     Каков прогноз для города?
    В соответствии с правилами вступления в ВТО вводятся ограничения на государственную поддержку авиационной промышленно­сти.  
    Поэтому вступление в ВТО рассматри­вается как отрицательный фактор развития отрасли. Производство гражданской и воен­ной авиатехники тесно взаимосвязано. По мнению администрации муниципального образования г. Арсеньев, если будет отсутство­вать господдержка отечественного авиастро­ения (госзаказ, предоставление лизинговых льгот, финансирование НИОКР и т.д.), то предприятие ОАО ААК «Прогресс» сможет продержаться в течение 2-3-х лег Дальней­шее будущее видится в остановке производства с массовыми увольнениями, в отсутствии налоговых поступлений в бюджеты всех уров­ней. То есть без господдержки предприятие будет поставлено на грань выживания.
    ОАО ААК «Прогресс» - градообразующее предприятие, поэтому финансовые проблемы данного предприятия автоматически отразят­ся на финансовом состоянии муниципально­го образования.
Корейская фабрика ООО «Аросс» работа­ет только на экспорт (рынок США) и, по нашему мнению, только выиграет от вступления России в ВТО. Однако изменился Таможенный кодекс РФ, и сейчас прорабатываются варианты по взаимодействию с данным пред­приятием.
    Пищевая промышленность пока неспособ­на полностью насытить внутренний рынок, и мы прогнозируем обострение импортной кон­куренции. Но проблема всех «пищевиков» - сырье. Поставщик сырья - агропромышлен­ный комплекс. Без поддержки сельского хо­зяйства со стороны государства муниципаль­ное образование г. Арсеньев почувствует про­блемы через уменьшение деятельности сель­скохозяйственного рынка (это будет первым признаком) и через банкротство предприятий пищевых технологий (это второй признак).
В розничной торговле ожидается рост кон­куренции.
       Малый бизнес города Арсеньева воспри­нимает вступление России в ВТО как  отдаленную перспективу (с учетом планируемого переходного периода - 5-7 лет). Однако, по прогнозам администрации, должно произой­ти резкое сокращение индивидуальных предпринимателей за счет ликвидации или укруп­нения бизнеса.
    Существенный урон малому бизнесу бу­дет нанесен в области торговли текстильной продукцией, так как это направление бизне­са держится в основном на так называемых «челноках».
      Принципиально важным, по мнению адми­нистрации, должно быть решение о поэтапном вхождении России в ВТО, а также разра­ботка мероприятий на федеральном и краевом уровне по государственной поддержке машиностроительной отрасли и агропромышленного комплекса.
    В заключение по этому вопросу хотелось бы отметить, что вступление России в ВТО неизбежно и уже сейчас нужно готовиться к жесткой конкуренции.
 
Малый бизнес: проблемы и пути развития
 
     Одной из точек роста экономики города является развитие малого и среднего бизне­са. Динамика малого предпринимательства за последние пять лет показывает, что количество действующих предприятий в малом бизнесе сократилось более чем на 50%.     
    Значительная часть из них перешла в разряд частных пред­принимателей, а часть прекратила свою дея­тельность. Количество предпринимателей без образования юридического лица на конец 2002 года составило 5 367 человек.
    Доля валового продукта по городу, созда­ваемого предприятиями малого бизнеса, возросла от 3% в 2000 году до 12% в 2002 году.
Удельный вес налоговых поступлений в бюджет города от предприятий малого бизнеса составляет 10-12%, а с учетом частных предпринимателей - до 25%, что в 1,5 раза выше уровня 2000 года.
В 2002 году освоение инвестиций по ре­конструкции ЖКХ города составило 23,3 млн. руб., на долю малого предпринимательства приходится свыше 40%.
     По оценкам администрации Приморского края, малый бизнес в Арсеньеве успешно развивается. Администрация города уделя­ет большое внимание вопросам развития предпринимательства.
В городе созданы и работают: обществен­ная организация «Совет предпринимателей»; автономная некоммерческая организация «Консультационный центр предприниматель­ства Северного Приморья»; некоммерческое партнерство «Консультационно-информаци­онный образовательный центр» «Арсинформ-наука»; кредитный потребительский коопера­тив «Союз»; банк кредитования малого биз­неса; фонд поддержки малого бизнеса.
   Некоторые из вышеперечисленных органи­заций работают успешно, некоторые меняют формы работы, но главное то, что они суще­ствуют.
Учитывая актуальность вопроса развития малого бизнеса, в сентябре этого года в администрации создан новый отдел по поддер­жке предпринимательства и инвестиций.
     К основным направлениям работы по поддер­жке предпринимательства следует отнести:
   1. Повышение квалификации предприни­мателей в области стратегического планирования, бизнес-планирования, маркетинга и рекламы. Предлагается проведение семинаров-тренингов на платной и бесплатной основе.
   2. Работа по устранению административных барьеров.
   Основные пути преодоления админист­ративных барьеров:
- минимальные сроки при открытии новых видов бизнеса;
- минимальные сроки при согласовании различных проектов (строительных, энергетических и др.);
- оперативное решение проблем, возни­кающих у предпринимателей при обращении в администрацию;
- отсутствие внеплановых проверок (кро­ме расследования жалоб потребителей);
- мораторий на проверки всех инстанций в течение года - трех лет для вновь открывших­ся предприятии;
- внедрение журнала проверок для всех субъектов малого бизнеса на территории МО.
     Административные барьеры следует пони­мать как ограничения, сковывающие оперативную работу в бизнесе. «Время - деньги» -это закон нашей жизни. Поэтому административные барьеры следует понимать как дей­ствия чиновников, задерживающих запуск производственных мощностей, ограничиваю­щих работу субъектов малого бизнеса, и т.д.
    Было бы ошибкой считать, что работа меж­ведомственной комиссии по преодолению административных барьеров ориентирована на политику вседозволенности всех сторон рыночных отношений. Цель работы комиссии - выяснить противоречия, возникающие меж­ду участниками рынка, найти компромиссное решение проблем.
    Очень важно понимать, что существуют различия между требованиями закона и личной неприязнью чиновника, между стремле­нием улучшить социально-экономическую ситуацию в городе и стремлением поживить­ся за счет средств предпринимателя.
     Если на предприятии отсутствуют нормаль­ные условия труда или нарушаются санитарно-гигиенические правила торговли - это по­вод для работы контролирующих служб. Ко­нечной целью всех контролирующих инстан­ций должно быть развитие нормальных усло­вий для рыночных отношений, но никак не количество и сумма штрафов. Это мое лич­ное убеждение.
    3.         Вывод малого и среднего бизнеса из тени.
    Единственный способ сделать это - оказать помощь предпринимателям в области налогового планирования, через семинары и кон­сультации.
     4.         Привлечение малого бизнеса к госу­дарственным (муниципальным) заказам (за­купкам).
    По прогнозам, внедрение системы муни­ципального заказа позволит сократить рас­ходы местного бюджета на 20-40% и обеспе­чит заинтересованность малого бизнеса в гарантированных государственных заказах.
    5.         Улучшение доступа предпринимателей к информационным ресурсам. Для  решения данного вопроса есть два способа:
- создание официального web-сайта горо­да (с информацией справочного характера о предприятиях, госзаказах, стратегических направлениях развития города и края);
- создание муниципальной информацион­ной службы.
      Администрация города участвует в крае­вой целевой программе «Электронное Приморье», и это позволит, на наш взгляд, ре­шить задачу доступа предпринимателей к информационным ресурсам.
     К перспективным направлениям в обла­сти поддержки малого бизнеса следует отнести:
    1. Создание дополнительных финансовых институтов по предоставлению микрокредитов и оказанию лизинговых услуг субъектам малого бизнеса.
    2. Создание бизнес-инкубатора (на терри­тории ОАО ААК «Прогресс» и вуза - АрТИ ДВГТУ).
    3. Создание венчурного фонда (для част­ных инвесторов).
    4. Организация   систематической   яр­марки-выставки   бизнес-проектов на территории МО.
    Из последних разработок отдела поддер­жки предпринимательства и инвестиций.
    В отделе поддержки предпринимательства и инвестиций комитета экономического развития администрации Приморского края 21 октября 2003 г. состоялся конкурс по отбору бизнес-планов создания инфраструктуры под­держки малого предпринимательства. От го­рода Арсеньева был представлен проект «Аналитическая информационная служба в г. Арсеньеве».
     Основная бизнес-идея проекта - оказание комплекса информационно-консультацион­ных услуг физическим и юридическим лицам на территории г. Арсеньева и на территории Северного Приморья.
    Результаты конкурса пока неизвестны, но мы надеемся на хороший результат.
    Малый бизнес - один из локомотивов раз­вития рыночной экономики, и администрация уделяет большое внимание данному вопросу.
 
Эффективное управление муниципальной собственностью (имущество и земля, бюджетные средства (муниципальный заказ))
 
     Одним из эффективных инструментов решения экономических вопросов муниципального образования является паспорти­зация ресурсов. Другими словами, администрация муниципального образования должна точно знать: какой собственностью она обладает, какой доход можно извлечь из эксплуатации этой собственности, на­сколько эффективно используются эти ре­сурсы, что мешает получать дополнитель­ный доход.
     Среди основных источников муниципаль­ной собственности можно выделить следующие объекты: имущество, землю, доходы.
Важно знать, как работают муниципаль­ные предприятия и учреждения, сколько они приносят или забирают денег из местного бюджета.
     Для решения этой задачи и в целях про­ведения государственной политики, направленной на предотвращение несостоя­тельности (банкротства) предприятий, восстановлена работа наблюдательного сове­та по антикризисному управлению при гла­ве муниципального образования г. Арсень­ев. В цели и задачи этого совета входит пристальный анализ деятельности суще­ствующих муниципальных предприятий и учреждений.
     В настоящее время политика государ­ства направлена на сокращение численно­сти муниципальных предприятий и учреж­дений для того, чтобы оставить только те, которые являются остро социально значи­мыми. Должны остаться только те муници­пальные предприятия, которые приносят доход в местный бюджет и без деятельно­сти которых муниципальные образования не могут функционировать.  
    Остальные дол­жны стать частными компаниями, акциони­роваться или выбрать другую организаци­онную форму.
    Повышаются требования к руководителям муниципальных предприятий и муниципальных учреждений. У каждого должен быть раз­работан план перспективного развития сво­ей организации.
     Задачи наблюдательного совета - проана­лизировать деятельность предприятий, рабо­ту их руководителей, оценить перспективы развития предприятий и многое другое.
     Второй задачей муниципалитета является проведение инвентаризации земель и недвижимости.
    Цель инвентаризации - определить, кто реальный хозяин этих объектов, какие нало­ги, за что и в какие бюджеты платятся.
    Важно определить, насколько эффективно используется муниципальная собственность, какой доход в виде денежных поступлений (зарплаты, валового продукта, налогов) она приносит в местный бюджет.
 
Роль общественности в развитии города
 
     «Сколько людей - столько и мне­ний». Существует несколько подходов к решению проблем - конструктивный и популистский. Я за конструктивный подход. Что это значит?
     Есть идея, проект, концепция, и если ты согласен с данным направ­лением, то предложи шаги, меропри­ятия, как дополнительно усилить про­ект. Если не согласен или не нравит­ся, то предложи альтернативный ва­риант, обоснуй и докажи свою точку зрения (экономически, графически, математически). Подход по принци­пу: «Мне не нравится и все тут, про­сто не нравится, - я не принимаю.
Я за конкретную работу и мероп­риятия. Не люблю популистских вы­сказываний и обещаний. Вокруг море работы, проектов, идей и концепций, и мне жаль просто тратить время на пустые разговоры ни о чем.
    Поскольку я отвечаю за экономи­ческие вопросы, то привлечение об­щественности я вижу через работу экономического совета города, еже­годные студенческие конференции по социально-экономическим вопро­сам, «круглые столы», обсуждения через СМИ.
    Я работаю по принципу: «Вокруг меня умные люди, и доказывать, что они умные, мне не надо. Главное, что­бы они хорошо делали свое дело».
 
Дума, её роль и значение в управлении городом
 
    В России формируется демократи­ческое общество. Это трудный и дол­гий процесс. Существуют две ветви власти: исполнительная и представи­тельная (законодательная). С одной стороны - администрация муници­пального образования, с другой - Дума города.  
   Задавать вопрос - кто важнее и кто главнее, у кого больше полномочий или меньше, - на мой взгляд, глупо. Главу и депутатов из­брал народ. Народ доверил им свое социально-экономическое будущее. Поэтому надо работать в одной уп­ряжке, на благо жителей города.
    Когда говорят о противостоянии депутатов местных дум главам адми­нистраций, почему-то все забывают об одном из древних законов управ­ления: «Разделяй и властвуй». Все просто: пока главы и депутаты грызут­ся между собой - ДЕЛО стоит, эконо­мические и социальные проблемы на­капливаются. Кому это выгодно? Ду­маю, что не избирателям, жителям города. Та же самая ситуация в крае, в стране.
    На мой взгляд, администрация и Дума города должны работать над ключевыми проблемами сооб­ща, не пытаясь забрать функции друг друга.
    Например, мне для решения воп­роса автопассажирских перевозок очень нужно, чтобы интересы пасса­жиров учитывались автоперевозчика­ми. Для этого должна эффективно ра­ботать система муниципального зака­за. Автобусы и микроавтобусы долж­ны ходить строго по графику, приез­жать к приходящему и уходящему поезду, перевозить льготные категории населения, должны соблюдаться пра­вила дорожного движения и безопас­ность на дорогах.
   Я могу все эти условия оговорить в муниципальном заказе на перевоз­ки, но, чтобы эти требования счита­лись законными, их необходимо ут­вердить на Думе. Я думаю, это пра­вильно. Поскольку мы строим право­вое государство, то нужно постепен­но приучать людей уважать закон и выполнять его.
     Мне иногда звонят по телефону «доброжелатели» и, не представля­ясь, начинают критиковать действия администрации и Думы: «Пробрались во власть и ничего не делают. Зазна­лись, щеки понадували...»
    Я спокойно воспринимаю работу в администрации. Удивляет иногда реакция людей, когда начинаешь отста­ивать экономические интересы муни­ципального образования. Все ищут мой личный, коммерческий интерес в этих вопросах. Есть рыночные отно­шения. Частный бизнес и как им уп­равлять - мне понятно и привычно.
   Но почему муниципальное образование должно жить по социалистическим принципам? Почему оно должно в ус­ловиях рынка работать по старым принципам? Муниципальное образо­вание - это экономическая система, и если нарушать правила управления этой системой - система разрушится. Я стремлюсь этого не допустить.
    С Думой мне работать интересно. Каждый депутат - человек, за которым стоят избиратели. Я стараюсь быть на каждом заседании Думы, чтобы по­нять, как думают, что требуют народ­ные избранники.
Сравнивая прежний и новый со­став Думы, я хотел бы отметить бо­лее уравновешенную работу вновь избранных депутатов. Все вопросы вдумчиво прорабатывают, требуют дополнительных расчетов, аргумен­тов. Это все понятно и правильно. Я верю в здравый смысл, верю, что че­рез четыре года мы (администрация и депутаты) сможем доложить жите­лям города о хороших результатах проделанной нами работы.
 
Интеллектуальный потенциал города (банк проектов). Привлечение инвестиций (цели и проблемы)
 
    Об Арсеньеве говорят как о высо­коинтеллектуальном городе. Это объясняется просто - два градообра­зующих предприятия ВПК со специа­листами высокой квалификации. Бла­годаря своей квалификации многие заводчане в новых рыночных услови­ях смогли заняться бизнесом. Если ог­лянуться вокруг, то большинство ру­ководителей малых предприятии и предприниматели - выходцы из завод­ской среды.
     В Арсеньеве живут и работают эн­тузиасты и профессионалы, люди с разносторонними интересами. Но есть проблема, с которой сегодня столкнулись сотрудники отдела под­держки предпринимательства и инве­стиций администрации. Проблема на­зывается - неумение преподнести свою идею.
    Что это значит? Обычно, если у че­ловека есть идея, он думает, что все будет замечательно и всем от этого будет хорошо. В условиях рынках одно из главных условий успеха - это умение оценить потенциал от реали­зации идеи. Один из самых простых способов это сделать - написать биз­нес-план, в котором кратко описыва­ются покупатели, рынки сбыта, цено­вая политика, производство, риски, делаются экономические расчеты.
    Главная задача бизнес-планирования - оценить реальность проекта, просчи­тать сроки окупаемости вложенных средств. Чем быстрее деньги возвра­тятся инвестору, тем привлекатель­нее для него тот или иной проект. К сожалению, многие авторы замеча­тельных идей не умеют готовить инвестиционные заявки и бизнес-планы. Поэтому часто возникают обиды - «у меня есть супер-идея, а бю­рократы ее губят».
    По моему личному убеждению, нельзя думать, что бюджетные день­ги должны распределяться наобум, по личным симпатиям или антипатиям. Политика краевой администрации ориентирована на проектный подход, то есть у муниципального образова­ния есть конкретный проект, он тре­бует столько-то финансовых ресур­сов, результатом данного проекта бу­дут такие-то показатели. Плюс к это­му экономические расчеты, диаграм­мы, графики. Это рыночное управле­ние экономикой. Это правильно, и так должно быть. Практика «дайте денег, а мы их освоим», на мой взгляд, по­рочна. В рыночных условиях по-другому: сначала спрос, потом предло­жение. А если наоборот, то нужна массированная рекламная кампания, чтобы создать спрос на товары или услуги.
    К чему все это? В администрации города отделом поддержки предпри­нимательства и инвестиций создан, формируется и пополняется Банк ин­вестиционных проектов (БИП). Любой житель города, если у него есть биз­нес-идея, может получить пакет доку­ментов для оформления своего про­екта и занесения его в БИП.
    Цель создания БИП - привлечь к социально-экономическому развитию города научный потенциал нашего го­рода и финансовые ресурсы частных инвесторов, бюджетов всех уровней, банковских структур.
   Инвестиционные проекты будут анализироваться, систематизиро­ваться и, в зависимости от значимо­сти, включаться в программу разви­тия муниципального образования. Часть проектов будет включена в кра­евые и федеральные программы. Другие проекты будут поданы на гранты. Работы будет очень много. У каждой финансовой организации свои критерии оценки, свои требо­вания, свои условия. Все это надо учитывать при работе.
    Часто слышится упрек в адрес моих сотрудников: зачем все это де­лать, если денег никто не даст? Хоте­лось бы ответить коротко: «Деньги выделяются, и будут выделяться только под экономически обоснованные со­циально-экономические проекты».
 
Адресная социальная помощь (льготы: за и против)
 
   В последнее время участились споры в средствах массовой инфор­мации, в муниципальных образовани­ях о необходимости предоставления льгот различным категориям граждан. Цена вопроса в рамках страны - три федеральных бюджета, чтобы обеспе­чить все предусмотренные в законо­дательстве льготы.
    На примере города Арсеньева. Только для того, чтобы обеспечить автоперевозки всех льготных катего­рий граждан, в год необходимо поряд­ка 54 млн. руб. Это только одни пере­возки. Но есть еще льготы на услуги ЖКХ и ряд других льгот.
   Собственные доходы муниципаль­ного образования г. Арсеньев в 2003 году составляют порядка 120 млн. руб. Возникает вопрос: где же брать день­ги на обеспечение льгот? Ответ прост только на бумаге - краевые и феде­ральные средства. Но из краевых средств на перевозку льготных кате­горий населения выделено только 13% от требуемой суммы.
    В Бюджетном кодексе написано, что органы местного самоуправления должны осуществлять государствен­ные полномочия в пределах финанси­рования. Другими словами, нет денег в бюджете на обеспечение льгот, зна­чит, льготы не предоставляйте. Но как это объяснить ветерану войны, пен­сионеру, который всю свою созна­тельную жизнь защищал и строил СССР, коммунистическое общество? Как объяснить ему, что государство отвернулось от него?
     Все негодование приходится на местную власть - она, мол, ничего не делает. «Пусть администрация зас­тавляет предприятия и организации работать бесплатно, но чтоб льготы оказывались в полном объеме, мы их заработали», - часто слышу я разгневанные голоса. Бесплатно, конечно можно работать, но недолго. Когда нет собственных средств, у предприятия есть два пути - или занять где-то или объявить себя банкротом. Именно поэтому большинство муниципальных предприятий и учреждений или банкроты, или близки к этому. В рыночных условиях за товар и оказанные услуги надо платить всем и всегда.
    Возникает вопрос: «Что же делать? Как дальше жить?» Наиболее приемлемый вариант решения данной про­блемы - адресная социальная по­мощь. У каждого социально незащищенного жителя должен быть специ­альный счет в банке, на который идут прямые перечисления из федераль­ного или краевого бюджета. Эти пе­речисления должны быть только це­левыми - за жилье, коммунальные услуги, перевозки и т.д., - чтобы, они шли напрямую в, те предприятия, ко­торые эти услуги оказывают. Чтобы не было соблазна использовать их для других целей и задач.
    При таком развитии событий боль­шая нагрузка ложится на плечи управ­ления социальной защиты населения: списки, анализ доходов, работа с фи­нансовыми структурами.
   Для статистики приведу несколь­ко фактов. В управлении социальной защиты населения администрации муниципального образования на 01.10.2003 г. состояли на учете 5 364 малообеспеченных семьи, 330 много­детных семей, 463 семьи с детьми-инвалидами, 404 инвалида и участни­ка Великой Отечественной войны.
     На 1 октября 2003 года в городе насчитывается 7911 получателей дет­ских пособий. В городе Арсеньеве более 18 тыс. пенсионеров.
     Идеальный вариант решения со­циальных проблем - высокий уровень доходов граждан, размер пенсий в размере двух прожиточных миниму­мов, профицитный городской бюд­жет. Это сложная задача, и для того, чтобы решить ее, требуются время и совместные действия администрации, работодателей, жителей города. Это наша общая задача. Решая экономические вопросы, мы решаем и социальные задачи. Вот такая по­лучается связка или взаимозависи­мость.
 
 
 
Информационное управление городом
 
    XXI век называют информацион­ным. «Кто владеет информацией, тот владеет властью». По моему глубоко­му убеждению, для того, чтобы эф­фективно управлять муниципальным образованием, должна быть создана муниципальная информационная служба (МИС). В Уставе города, ста­тьей 13, за органами местного само­управления эта задача прописана. Но из-за того, что наш бюджет дотаци­онный, нет средств на организацию и содержание МИС. Для того, чтобы создать и развить такую службу, нуж­но немного средств - около 300 тыс. руб. (для сравнения: это эквивалент­но стоимости двухкомнатной кварти­ры новой планировки в нашем горо­де). Два оператора и программист - основной штат сотрудников. Два ком­пьютера. Телефон. Все, больше пока ничего не нужно.
    Что это даст? Обобщение и сис­тематизацию информации о муници­пальном образовании. Например, стоит торговый павильон: чей он, ка­кие условия аренды, основной ассор­тимент продукции, количество рабо­тающих, цены на основную продукцию и другая информация. Зная это, мож­но делать реальные прогнозы соци­ально-экономического развития на­шего города, планировать поступление денежных средств.
Жители города хотят узнать где, по какому адресу можно получить справку, расписание движения поез­дов и автобусов, где находятся юри­дические конторы и еще ответы на тысячи вопросов. Те же самые воп­росы возникают и у сотрудников ад­министрации, депутатов думы, работ­ников муниципальных предприятий и государственных органов.
     С января 2004 года начнет рабо­тать система муниципального заказа. Для того, чтобы сделать закупки, нуж­но собрать информацию о ценах на продукцию для котировочных комиссий. Зачем бегать по городу, если все данные о ценах будут в компьютерах.
    Я считаю, что создание информа­ционной службы - эффективный ин­струмент для социально-экономичес­кого развития города.
 
Перспективные направления экономического развития города
 
     1.  Развитие инфраструктуры туриз­ма (модернизация горнолыжной базы и  оборудования, создание сопутству­ющих услуг).
    Планируется:
- привлечение инвестиций в раз­мере -1,5-6 млн. долларов США;
- создать дополнительно 200 рабо­чих мест;
- ежегодный фонд оплаты труда - 2,4-9,6 млн. руб.;
- пополнение местного бюджета за счет налоговых поступлений более чем на 0,75 млн. руб.
    2. Восстановление пищевой перера­ботки продукции (сельскохозяйствен­ной, плодовоягодной, даров тайги).
    Планируется:
- привлечение инвестиций в раз­мере -1-5 млн. долларов США;
- создать дополнительно 50-200 рабочих мест;
- ежегодный фонд оплаты труда - 2,4-9,6 млн. руб.;
- пополнение местного бюджета за счет налоговых поступлений более чем на 0,2-0,8 млн. руб.
    3. Создание предприятия по пере­работке бытовых отходов.
   Планируется:
- привлечение инвестиций в размере - 5-10 млн. долларов США;
- создать дополнительно 200-500 рабочих мест;
- ежегодный фонд оплаты труда 4,6-24 млн. руб.;
- пополнение местного бюджета за счет налоговых поступлений более чем на 1,87 млн. руб.
    4. Создание в городе информаци­онного центра Северного Приморья (сбор и обработка информации о предприятиях, товарах и услугах се­верных территорий).
   Планируется:
- привлечение инвестиций в раз­мере 0,3 млн. долларов США;
- создать дополнительно 112 рабо­чих мест;
- ежегодный фонд оплаты труда - 4,7 млн. руб.
-пополнение местного бюджета за счет налоговых поступлений более чем на 0,6 млн. руб.
 
    Основные направления экономи­ческого развития города:
    1. Привлечение инвестиций в малый и средний бизнес (в том числе иност­ранных). Это позволит создать новые рабочие места, увеличить объем про­изводства товаров и услуг, увеличить поступление налогов в бюджет.
   2. Работа фонда поддержки мало­го предпринимательства (консультирование по налогообложению, по­мощь в оформлении бизнес-проектов, кредитование под разработанные биз­нес-планы). Это позволит сократить время предпринимателей на оформ­ление налоговой  отчетности, кредито­вать малый бизнес, повысить грамот­ность налогоплательщиков, увеличить поступление налогов в бюджет.
    3. Формирование информацион­ной сети, создание системы элект­ронного документооборота (через сеть Интернета). Это позволит увеличить эффективность работы организаций любых форм собственности, ускорить обработку информации и принятие  управленческих решений.
    4. Обеспечение доступа и участия малых предприятий в размещении за­казов на  поставки продукции для госу­дарственных (муниципальных) нужд. Это даст гарантированную загрузку малых предприятий, стабильность ра­боты и, как следствие, стабильную за­работную  плату работников этих пред­приятий, увеличение налоговых поступ­лений в бюджет, экономию местных бюджетных средств на 20-40%.
   5. Устранение административных барьеров и оперативное решение вопросов и  проблем в области мало­го бизнеса. Это позволит сократить время на внедрение новых видов то­варов и услуг, открыть новые произ­водства и торговые точки.
 
М.В. Соболев, заместитель главы по экономическим вопросам
 
Опубликовано: Газета «Восход» № 1 (8507) от 03 января 2004 г.

 

Новости
26.09.2024
Памятка по онлайн игре «Богатей» ...
14.08.2024
Новость о запуске онлайн игры «Богатей» ...
25.04.2024
Выход новой книги «Капитализатор прибыли, или 10 секретов Монетизатора» ...
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...