. Я - за конструктивный подход | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Я - за конструктивный подход

               Михаил Соболев: «Я – за конструктивный подход к любой проблеме»

 
           М. СОБОЛЕВ, зам. главы г. Арсеньева по экономике, - один из молодых специалистов, которых пригласил в свою команду мэр В. Беспалов. Эти его заметки— о  проблемах экономики города, вернее о том, как видит их решение Михаил Викторович, курирующий одно из основных направлений деятельности администрации.
 
Какими я вижу стратегические направления экономического развития города
 
        Прежде всего — это раз­витие инфраструктуры ту­ризма (модернизация горно­лыжной базы и оборудова­ния, создание сопутствующих услуг); восстановление пи­щевой переработки продук­ции (сельскохозяйственной, плодово-ягодной, даров тай­ги); создание предприятия по переработке бытовых отходов. А также создание в городе информационного центра Северного Приморья (сбор и обработка инфор­мации о предприятиях, това­рах и услугах северных тер­риторий).
 
Проблемы экономики и способы их решения
 
      Может ли Арсеньев стать туристическим центром При­морья? Нужно ли вообще развивать туристическую отрасль? Эти и другие воп­росы постоянно звучат на рабочих совещаниях в отде­ле поддержки предпринима­тельства и инвестиций адми­нистрации города, работу которого я курирую. По данным научных исследова­ний, 10 туристов, въезжаю­щих на территорию края, создают 1 рабочее место. Администрация нашего го­рода разработала програм­му развития туризма в г. Арсеньеве на период до 2005 г. Сейчас она прохо­дит согласование в отделах администрации для даль­нейшего утверждения в Думе.
             Хотелось бы отметить, что многие жители ошибочно считают, что сотрудники ад­министрации сами должны разрабатывать программу и внедрять ее. На самом деле без заинтересованности самих жителей, сотрудников туристических фирм и сопутствующих отраслей туризма, невозможно создать эффективную программу.
На мой взгляд, наша зада­ча — активизировать или разбудить творческий потен­циал людей. У каждого че­ловека есть свои идеи, мыс­ли о том, как сделать наш город интересным и привле­кательным. Для того, чтобы помочь инициативным лю­дям, мы создали банк инве­стиционных проектов, в ко­тором накапливаются дело­вые предложения для при­влечения бюджетных и вне­бюджетных средств.   
        Одной из проблем, с которой стол­кнулись сотрудники админи­страции, оказалось то, что иногда люди не могут пред­ставить экономическое обо­снование своих идей. Каза­лось бы, есть замечательная идея, но на языке цифр и экономических расчетов она оказывается финансово не­состоятельной.
 
Малый бизнес - проблемы и пути развития
 
          Динамика малого пред­принимательства за послед­ние пять лет показывает, что количество действующих предприятий в малом бизне­се сократилось более чем на 50%. Часть из них перешла в разряд частных предпри­нимателей, часть прекратила свою деятельность. Количе­ство предпринимателей без образования юридического лица на конец 2002 года составило 5367 человек.
       Доля валового продукта по городу, создаваемого предприятиями малого биз­неса, возросла от 3% в 2000 году до 12% в 2002 году. Удельный вес налоговых поступлений в бюджет горо­да от предприятий малого бизнеса составляет 10-12%, а с учетом частных предпринимателей — до 25%, что в 1,5 раза выше уровня 2000 года.
            В городе созданы и рабо­тают: общественная органи­зация «Совет предпринима­телей», автономная неком­мерческая организация «Консультационный центр предпринимательства Север­ного Приморья», некоммер­ческое партнерство «Кон­сультационно-информацион­ный образовательный центр» «Арсинформнаука», кредитный потребительский кооператив «Союз», банк кредитования малого бизне­са, фонд поддержки малого бизнеса. Некоторые из перечисленных организаций работают успешно, некоторые меняют формы работы, но главное то, что они существуют.
       В сентябре а администра­ции создан новый отдел по поддержке предпринима­тельства и инвестиций, к ос­новным направлениям рабо­ты его следует отнести: по­вышение квалификации предпринимателей в облас­ти стратегического планиро­вания, бизнес-планирования, маркетинга и рекламы, про­ведение семинаров-тренин­гов.
Одна из главных задач - работа по устранению адми­нистративных барьеров. Это значит - минимальные сро­ки при открытии новых ви­дов бизнеса; при согласова­нии различных проектов (строительных, энергетичес­ких и др.); оперативное ре­шение проблем, возникаю­щих у предпринимателей при обращении в админист­рацию; отсутствие внеплано­вых проверок (кроме рас­следования жалоб потреби­телей); мораторий на про­верки всех инстанций, в те­чение года - трех лет, для вновь открывшихся предпри­ятий; внедрение журнала проверок для всех субъек­тов малого бизнеса).
     Было бы ошибкой считать, что работа межведомствен­ной комиссии по преодоле­нию административных ба­рьеров ориентирована на политику вседозволенности всех сторон рыночных от­ношений. Цель работы ко­миссии — выяснить противо­речия, возникающие между участниками рынка, найти компромиссное решение проблем.
Если на предприятии от­сутствуют нормальные усло­вия труда или нарушаются санитарно-гигиенические правила торговли - это по­вод для работы контролиру­ющих служб. Конечной це­лью всех контролирующих инстанций должно быть раз­витие нормальных условий для рыночных отношений, но никак не количество и сум­ма штрафов. Это мое лич­ное убеждение.
        Необходимо также при­влекать малый бизнес к му­ниципальным заказам. По прогнозам, внедрение систе­мы муниципального заказа позволит сократить расходы местного бюджета на 20-40% и обеспечит заинте­ресованность малого бизне­са в гарантированных госу­дарственных заказах.
       Улучшение доступа предпринимателей к ин­формационным ресурсам. Для решения данного вопроса есть два способа: создание официального web-сайта города (с информацией справочного характера о предприятиях, госзаказах, стратегических направлениях развития города и края) и создание муниципальной информационной службы.
        Кстати, администрация го­рода участвует в краевой целевой программе «Элект­ронное Приморье», и это позволит, на наш взгляд, ре­шить задачу доступа пред­принимателей к информаци­онным ресурсам.
 
Эффективное управление муниципальной собственностью
 
       Одним из эффективных инструментов решения эко­номических вопросов явля­ется паспортизация ресур­сов. Другими словами, адми­нистрация муниципального образования должна точно знать: какой собственнос­тью она обладает, какой доход можно извлечь из эк­сплуатации этой собствен­ности, насколько эффектив­но используются эти ресур­сы, что мешает получать до­полнительный доход. Важ­но знать, как работают му­ниципальные предприятия и учреждения, сколько они приносят или забирают де­нег из местного бюджета.
     Для решения этой задачи в городе восстановлена рабо­та наблюдательного сове­та по антикризисному уп­равлению при главе муни­ципального образования. В цели и задачи этого совета входит анализ деятельнос­ти существующих муници­пальных предприятий и уч­реждений. Должны остать­ся только те предприятия, которые приносят доход в местный бюджет и без дея­тельности которых город не сможет функционировать. Остальные должны стать частными компаниями, акци­онироваться или выбрать другую организационную форму.
        Второй задачей муниципа­литета является проведение инвентаризации земель и недвижимости. Ее цель - определить, кто реальный хозяин этих объектов, ка­кие налоги, за что и в ка­кие бюджеты платятся, на­сколько эффективно ис­пользуется муниципальная собственность, какой доход она приносит в местный бюджет.
 
Роль общественности в развитии города
 
          Я за конструктивный подход к решению любой проблемы. Есть идея, проект, концепция, и если ты согласен с данным направлением, то предложи шаги, мероприятия, как дополнительно усилить проект. Если не со­гласен, предложи альтерна­тивный вариант, обоснуй свою точку зрения.
         Поскольку я отвечаю за экономические вопросы, то привлечение общественнос­ти я вижу через работу Эко­номического совета города, ежегодные студенческие конференции по социально-экономическим вопросам, круглые столы, обсуждения через СМИ.
 
Дума, ее роль и значение в управлении городом
 
     Существуют две ветви вла­сти: исполнительная и пред­ставительная (законодатель­ная). С одной стороны — ад­министрация муниципально­го образования, с другой — Дума города. Главу и депу­татов избрал народ. Народ доверил им свое социально-экономическое будущее. Поэтому надо работать в одной упряжке, на благо жителей города.
     На мой взгляд, админист­рация города и Дума горо­да должны работать над ключевыми проблемами со­обща, не пытаясь забрать функции друг друга.
        С Думой мне работать интересно. Я стараюсь присутствовать на каждом заседании Думы, чтобы по­нять, как думают, что тре­буют народные избранни­ки. Сравнивая прежний и новый состав Думы, я хо­тел бы отметить более уравновешенную работу вновь избранных депута­тов. Все вопросы вдумчи­во прорабатывают, требу­ют дополнительных расче­тов, аргументов. Это все понятно и правильно.
 
Интеллектуальный потенциал города. Привлечение инвестиций
 
   Об Арсеньеве говорят как о высокоинтеллектуальном городе. Здесь живут и рабо­тают энтузиасты и професси­оналы, люди с разносторон­ними интересами. Но есть проблема, с которой сегодня столкнулись сотрудники от­дела поддержки предприни­мательства и инвестиций ад­министрации. Проблема на­зывается — неумение препод­нести свою идею.
     Что это значит? Обычно, если у человека есть идея, он думает, что все будет замечательно и всем от этого будет хорошо. В условиях рынка одно из главных условий успеха – это умение оценить потенциал от реализации идеи. Одним из са­мых простых способов это сделать является написание бизнес-плана, главная зада­ча которого - оценить ре­альность проекта, просчитать сроки окупаемости вложен­ных средств. К сожалению, многие авторы замечатель­ных идей не умеют готовить инвестиционные заявки и писать бизнес-планы. Поэто­му часто возникают обиды: «У меня есть суперидея, а бюрократы ее губят». По моему личному убеждению, нельзя думать, что бюджет­ные деньги должны распре­деляться наобум, по личным симпатиям или антипатиям.
         В отделе поддержки пред­принимательства и инвести­ций создан, формируется и пополняется Банк инвести­ционных проектов (БИП). Любой житель города, если у него есть бизнес-идея, мо­жет получить пакет докумен­тов для оформления свое­го проекта и занесения его в БИП. Наша цель — при­влечь к социально-экономи­ческому развитию города научный потенциал города и финансовые ресурсы: част­ных инвесторов, бюджетов всех уровней, банковских структур. 
            Инвестиционные проекты будут анализиро­ваться, систематизироваться и, в зависимости от значимо­сти, включаться в програм­му развития муниципально­го образования. Часть про­ектов будет включена в кра­евые и федеральные про­граммы. Другие проекты бу­дут поданы на гранты. Ра­боты будет очень много.
 
Информационное управление городом (МИС)
 
         По моему глубокому убеждению, чтобы эффек­тивно управлять муници­пальным образованием, дол­жна быть создана муници­пальная информационная служба (МИС). Что даст со­здание такой службы? Обобщение и систематиза­цию информации о муници­пальном образовании. На­пример, стоит торговый па­вильон, чей он, какие усло­вия аренды, основной ассор­тимент продукции, количе­ство работающих, цены на основную продукцию и дру­гая информация. Зная это, можно делать реальные прогнозы социально-эконо­мического развития нашего города, планировать поступ­ление денежных средств. Жители города хотят узнать:
       Где, по какому адресу можно получить справку, расписание движения поездов и автобусов, где находятся юридические конторы и еще тысячи вопросов. Те же са­мые вопросы возникают и у сотрудников администрации, депутатов Думы, работников муниципальных предприятий и государственных органов.
          С января 2004 года нач­нет работать система муни­ципального заказа. Для того, чтобы сделать закупки, нуж­но собрать информацию о ценах на продукцию для ко­тировочных комиссий. Зачем бегать по городу, если все данные о ценах будут в ком­пьютерах.
        Я считаю, что создание МИС — эффективный инст­румент для социально-эконо­мического развития города.
 
Опубликовано: Газета «Бизнес-Арс» № 49 (507) от 04-10 декабря 2003 г.

 

Новости
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...
02.04.2023
Тестирование новой услуги «Идея дня на WhatsApp» ...