Михаил Соболев: «Я – за конструктивный подход к любой проблеме»
М. СОБОЛЕВ, зам. главы г. Арсеньева по экономике, - один из молодых специалистов, которых пригласил в свою команду мэр В. Беспалов. Эти его заметки— о проблемах экономики города, вернее о том, как видит их решение Михаил Викторович, курирующий одно из основных направлений деятельности администрации.
Какими я вижу стратегические направления экономического развития города
Прежде всего — это развитие инфраструктуры туризма (модернизация горнолыжной базы и оборудования, создание сопутствующих услуг); восстановление пищевой переработки продукции (сельскохозяйственной, плодово-ягодной, даров тайги); создание предприятия по переработке бытовых отходов. А также создание в городе информационного центра Северного Приморья (сбор и обработка информации о предприятиях, товарах и услугах северных территорий).
Проблемы экономики и способы их решения
Может ли Арсеньев стать туристическим центром Приморья? Нужно ли вообще развивать туристическую отрасль? Эти и другие вопросы постоянно звучат на рабочих совещаниях в отделе поддержки предпринимательства и инвестиций администрации города, работу которого я курирую. По данным научных исследований, 10 туристов, въезжающих на территорию края, создают 1 рабочее место. Администрация нашего города разработала программу развития туризма в г. Арсеньеве на период до 2005 г. Сейчас она проходит согласование в отделах администрации для дальнейшего утверждения в Думе.
Хотелось бы отметить, что многие жители ошибочно считают, что сотрудники администрации сами должны разрабатывать программу и внедрять ее. На самом деле без заинтересованности самих жителей, сотрудников туристических фирм и сопутствующих отраслей туризма, невозможно создать эффективную программу.
На мой взгляд, наша задача — активизировать или разбудить творческий потенциал людей. У каждого человека есть свои идеи, мысли о том, как сделать наш город интересным и привлекательным. Для того, чтобы помочь инициативным людям, мы создали банк инвестиционных проектов, в котором накапливаются деловые предложения для привлечения бюджетных и внебюджетных средств.
Одной из проблем, с которой столкнулись сотрудники администрации, оказалось то, что иногда люди не могут представить экономическое обоснование своих идей. Казалось бы, есть замечательная идея, но на языке цифр и экономических расчетов она оказывается финансово несостоятельной.
Малый бизнес - проблемы и пути развития
Динамика малого предпринимательства за последние пять лет показывает, что количество действующих предприятий в малом бизнесе сократилось более чем на 50%. Часть из них перешла в разряд частных предпринимателей, часть прекратила свою деятельность. Количество предпринимателей без образования юридического лица на конец 2002 года составило 5367 человек.
Доля валового продукта по городу, создаваемого предприятиями малого бизнеса, возросла от 3% в 2000 году до 12% в 2002 году. Удельный вес налоговых поступлений в бюджет города от предприятий малого бизнеса составляет 10-12%, а с учетом частных предпринимателей — до 25%, что в 1,5 раза выше уровня 2000 года.
В городе созданы и работают: общественная организация «Совет предпринимателей», автономная некоммерческая организация «Консультационный центр предпринимательства Северного Приморья», некоммерческое партнерство «Консультационно-информационный образовательный центр» «Арсинформнаука», кредитный потребительский кооператив «Союз», банк кредитования малого бизнеса, фонд поддержки малого бизнеса. Некоторые из перечисленных организаций работают успешно, некоторые меняют формы работы, но главное то, что они существуют.
В сентябре а администрации создан новый отдел по поддержке предпринимательства и инвестиций, к основным направлениям работы его следует отнести: повышение квалификации предпринимателей в области стратегического планирования, бизнес-планирования, маркетинга и рекламы, проведение семинаров-тренингов.
Одна из главных задач - работа по устранению административных барьеров. Это значит - минимальные сроки при открытии новых видов бизнеса; при согласовании различных проектов (строительных, энергетических и др.); оперативное решение проблем, возникающих у предпринимателей при обращении в администрацию; отсутствие внеплановых проверок (кроме расследования жалоб потребителей); мораторий на проверки всех инстанций, в течение года - трех лет, для вновь открывшихся предприятий; внедрение журнала проверок для всех субъектов малого бизнеса).
Было бы ошибкой считать, что работа межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров ориентирована на политику вседозволенности всех сторон рыночных отношений. Цель работы комиссии — выяснить противоречия, возникающие между участниками рынка, найти компромиссное решение проблем.
Если на предприятии отсутствуют нормальные условия труда или нарушаются санитарно-гигиенические правила торговли - это повод для работы контролирующих служб. Конечной целью всех контролирующих инстанций должно быть развитие нормальных условий для рыночных отношений, но никак не количество и сумма штрафов. Это мое личное убеждение.
Необходимо также привлекать малый бизнес к муниципальным заказам. По прогнозам, внедрение системы муниципального заказа позволит сократить расходы местного бюджета на 20-40% и обеспечит заинтересованность малого бизнеса в гарантированных государственных заказах.
Улучшение доступа предпринимателей к информационным ресурсам. Для решения данного вопроса есть два способа: создание официального web-сайта города (с информацией справочного характера о предприятиях, госзаказах, стратегических направлениях развития города и края) и создание муниципальной информационной службы.
Кстати, администрация города участвует в краевой целевой программе «Электронное Приморье», и это позволит, на наш взгляд, решить задачу доступа предпринимателей к информационным ресурсам.
Эффективное управление муниципальной собственностью
Одним из эффективных инструментов решения экономических вопросов является паспортизация ресурсов. Другими словами, администрация муниципального образования должна точно знать: какой собственностью она обладает, какой доход можно извлечь из эксплуатации этой собственности, насколько эффективно используются эти ресурсы, что мешает получать дополнительный доход. Важно знать, как работают муниципальные предприятия и учреждения, сколько они приносят или забирают денег из местного бюджета.
Для решения этой задачи в городе восстановлена работа наблюдательного совета по антикризисному управлению при главе муниципального образования. В цели и задачи этого совета входит анализ деятельности существующих муниципальных предприятий и учреждений. Должны остаться только те предприятия, которые приносят доход в местный бюджет и без деятельности которых город не сможет функционировать. Остальные должны стать частными компаниями, акционироваться или выбрать другую организационную форму.
Второй задачей муниципалитета является проведение инвентаризации земель и недвижимости. Ее цель - определить, кто реальный хозяин этих объектов, какие налоги, за что и в какие бюджеты платятся, насколько эффективно используется муниципальная собственность, какой доход она приносит в местный бюджет.
Роль общественности в развитии города
Я за конструктивный подход к решению любой проблемы. Есть идея, проект, концепция, и если ты согласен с данным направлением, то предложи шаги, мероприятия, как дополнительно усилить проект. Если не согласен, предложи альтернативный вариант, обоснуй свою точку зрения.
Поскольку я отвечаю за экономические вопросы, то привлечение общественности я вижу через работу Экономического совета города, ежегодные студенческие конференции по социально-экономическим вопросам, круглые столы, обсуждения через СМИ.
Дума, ее роль и значение в управлении городом
Существуют две ветви власти: исполнительная и представительная (законодательная). С одной стороны — администрация муниципального образования, с другой — Дума города. Главу и депутатов избрал народ. Народ доверил им свое социально-экономическое будущее. Поэтому надо работать в одной упряжке, на благо жителей города.
На мой взгляд, администрация города и Дума города должны работать над ключевыми проблемами сообща, не пытаясь забрать функции друг друга.
С Думой мне работать интересно. Я стараюсь присутствовать на каждом заседании Думы, чтобы понять, как думают, что требуют народные избранники. Сравнивая прежний и новый состав Думы, я хотел бы отметить более уравновешенную работу вновь избранных депутатов. Все вопросы вдумчиво прорабатывают, требуют дополнительных расчетов, аргументов. Это все понятно и правильно.
Интеллектуальный потенциал города. Привлечение инвестиций
Об Арсеньеве говорят как о высокоинтеллектуальном городе. Здесь живут и работают энтузиасты и профессионалы, люди с разносторонними интересами. Но есть проблема, с которой сегодня столкнулись сотрудники отдела поддержки предпринимательства и инвестиций администрации. Проблема называется — неумение преподнести свою идею.
Что это значит? Обычно, если у человека есть идея, он думает, что все будет замечательно и всем от этого будет хорошо. В условиях рынка одно из главных условий успеха – это умение оценить потенциал от реализации идеи. Одним из самых простых способов это сделать является написание бизнес-плана, главная задача которого - оценить реальность проекта, просчитать сроки окупаемости вложенных средств. К сожалению, многие авторы замечательных идей не умеют готовить инвестиционные заявки и писать бизнес-планы. Поэтому часто возникают обиды: «У меня есть суперидея, а бюрократы ее губят». По моему личному убеждению, нельзя думать, что бюджетные деньги должны распределяться наобум, по личным симпатиям или антипатиям.
В отделе поддержки предпринимательства и инвестиций создан, формируется и пополняется Банк инвестиционных проектов (БИП). Любой житель города, если у него есть бизнес-идея, может получить пакет документов для оформления своего проекта и занесения его в БИП. Наша цель — привлечь к социально-экономическому развитию города научный потенциал города и финансовые ресурсы: частных инвесторов, бюджетов всех уровней, банковских структур.
Инвестиционные проекты будут анализироваться, систематизироваться и, в зависимости от значимости, включаться в программу развития муниципального образования. Часть проектов будет включена в краевые и федеральные программы. Другие проекты будут поданы на гранты. Работы будет очень много.
Информационное управление городом (МИС)
По моему глубокому убеждению, чтобы эффективно управлять муниципальным образованием, должна быть создана муниципальная информационная служба (МИС). Что даст создание такой службы? Обобщение и систематизацию информации о муниципальном образовании. Например, стоит торговый павильон, чей он, какие условия аренды, основной ассортимент продукции, количество работающих, цены на основную продукцию и другая информация. Зная это, можно делать реальные прогнозы социально-экономического развития нашего города, планировать поступление денежных средств. Жители города хотят узнать:
Где, по какому адресу можно получить справку, расписание движения поездов и автобусов, где находятся юридические конторы и еще тысячи вопросов. Те же самые вопросы возникают и у сотрудников администрации, депутатов Думы, работников муниципальных предприятий и государственных органов.
С января 2004 года начнет работать система муниципального заказа. Для того, чтобы сделать закупки, нужно собрать информацию о ценах на продукцию для котировочных комиссий. Зачем бегать по городу, если все данные о ценах будут в компьютерах.
Я считаю, что создание МИС — эффективный инструмент для социально-экономического развития города.
Опубликовано: Газета «Бизнес-Арс» № 49 (507) от 04-10 декабря 2003 г.