Рубрика «Здоровье/Отдых»
Эссе по фильму «Гражданин Кейн»
© Анастасия Соболева, 2020
«Гражданин Кейн» – это американский драматический фильм 1941 года. Сейчас он считается одной из самых лучших картин в истории кино, однако, когда фильм только вышел на экраны, никакого восторга не последовало. Через несколько лет фильм признали, и многие новаторские приёмы, присутствующие там, послужили основой для современной кинематографии.
Режиссёр Орсон Уэллс сам предложил режиссировать фильм, писать сценарий и играть главную роль, хотя до этого в Голливуде всем заправляли продюсеры. Уэллс был полностью готов взять ответственность за фильм на себя – и это был первый признак новаторства. «Гражданин Кейн» – первое осознанное авторское кино, которое противостоит диктату продюсеров.
Если кратко, сюжет «Гражданина Кейна» заключается в журналистском расследовании репортёра Томпсона, который пытается выяснить, почему медиамагнат Чарльз Фостер Кейн произнёс перед смертью лишь одну фразу: «розовый бутон».
Это один из первых нуар-фильмов – голливудская криминальная драма в мрачных тонах, пропитанная атмосферой пессимизма, цинизма и разочарования. То есть «Гражданин Кейн» – первый стопроцентный нуар. Уэллс не оправдывает своего героя, который ради собственного благополучия отказывается от всего светлого, что было в его жизни.
Но, говоря о фильме, нужно говорить скорее о том, на кого и на что он повлиял, чем выяснить, на что ориентировался сам автор. Сам Уэллс утверждает, что на него повлиял немецкий экспрессионизм и французский авангард. Откровенно говоря, сегодня новаторство «Гражданина Кейна» не заметно, поскольку теперь практически все режиссёры использую то, что он ввёл впервые.
Ещё один новаторский ход состоит в том, что фильм рассказывает о жизни человека с самого его детства до старости и смерти. Раньше в кино подобного не было, хотя было в литературе и мифологии. И режиссёр не просто рассказал биографию Кейна, а сделал это задом наперёд, от конца к началу. И, говоря о новых ходах в кинопроизводстве, нельзя не отметить нелинейное повествование – обрывочные куски жизни Кейна идут не по порядку и в конце фильма складываются в единую картину. Через десятки лет Квентин Тарантино сделает этот приём своей фишкой, визитной карточкой.
Также ещё одним новшеством стал приём «ненадёжный рассказчик»: встреча Томпсона с разными людьми, каждый из которых по-своему видит ситуацию – они путаются в показаниях сами и путают журналиста, и рассказывают то, что знают. Таким образом зритель не знает, верить ли им, и из-за этого на протяжении всего фильма сохраняется интрига. Данный приём применяет и улучшает Акира Куросава в фильме «Расёмон», где одни и те же события рассказывают разные люди.
Ещё стоит упомянуть революционные вещи, продемонстрированные в «Гражданине Кейне», такие как выстраивание кадра вглубь, акцентируя внимание сразу на 3-х планах; игра с тенями, светом, ракурсами – иногда в кадрах есть силуэты людей, но сами они не показаны, есть лишь фигуры, таким образом главное отделяется от второстепенного – такого тоже раньше никто не делал; применение звукового монтажа – один и тот же звук соединяет два кадра, например, звук аплодисментов начинается в одном кадре, а завершается в другом, причём хлопают уже другие люди, а не те что были в первом кадре; слова и образы: люди рассказывают историю с помощью слов и одновременно на другом уровне рассказывают историю вещи, детали в виде образов – если следить за вещами, а не за людьми, то можно узнать гораздо больше, чем знают и подозревают люди в кадре, когда общаются друг с другом только при помощи слов.
Весь фильм для меня был головоломкой. В нём присутствовал странный, но теперь уже использующийся всеми кинематографический приём: воспоминания и от лица рассказчика – то есть субъективные, и воспоминания объективные – то есть не противоречащие действительности. Вдобавок к этому, рассказ каждого следующего очевидца начинался с того места, где закончил предыдущий – таким образом протекало расследование Томпсона.
И самое интересное, что одна и та же ситуация с Чарльзом Кейном в зависимости от того, кто её рассказывал, показывалась под разными углами, с позиции разных людей и их отношения к происходящему. Таким образом, мне кажется, режиссёр хотел наиболее полно показать, каким на самом деле человеком был Чарльз Кейн.
В конце фильма предсмертная фраза Кейна так и остаётся загадкой для всех, но зрителям показываются кадры, из которых становится понятно, что «розовый бутон» – это надпись на санках Кейна, которые были у него в детстве. После этого с приходом богатства его детство кончилось и за деньгами последовала бессмысленная жизнь.
Это история о том, как человек, имея всё, постепенно становится одинок. Картина затрагивает вопросы о смысле жизни, о том, что важно на самом деле, о выборах, которые мы делаем каждый день, о наших ошибках, ценностях и жертвах ради цели.