Платные образовательные услуги как отклик на проблему с традиционными видами образования
© Анастасия Михайловна Соболева, 2020 год
99% людей в России ходили в детский сад, получали дошкольное образование и ходили в общеобразовательную школу – и это было бесплатно. Многие учились в высших и среднее специальных учебных заведениях. Однако та традиционная система, по которой нас обучали и продолжают обучать, начала устаревать ещё давно. Почему? В этой статье я постараюсь ответить на этот вопрос.
Во-первых, изоляция людей друг друга в процессе обучения.
Как знакомы нам фразы: «Не совещаться», «Не подглядывать», «Не спрашивать», «Не смотреть» и тому подобные. К сожалению, подобный подход мало эффективен. Более того, именно в ходе интерактивного обучения, где можно спросить и посовещаться, вероятность запоминания материала становится выше. Кроме этого, элемент социализации и умение общаться с людьми, работать как в команде, так и поодиночке благотворно влияет на развитие личности и уверенности в себе.
Во-вторых, усреднённый подход без учёта индивидуальных особенностей.
Все люди разные – они не похожи друг на друга, поэтому не может идти никакой речи о том, чтобы загонять их в определённые рамки поведения, стиля, вкуса и в том числе получения знаний. Одинаковые требования для всех – не плохо, но то, какими методами эти требования будут выполняться – дело каждого отдельного обучающегося.
В-третьих, однообразие форм работы и шаблонное построение лекций и уроков.
Монотонность и однообразие, за редким исключением, наскучит кому угодно. Занятия по одной и той же схеме с каждым днём становятся всё скучнее и предсказуемой, а это значит, что желание учиться и узнавать что-то новое гаснет под гнётом скуки и шаблонности. Когда знания преподносят не как что-то интересное, а как очередную теорию, встаёт вопрос: «А зачем это знать?».
В-четвёртых, слабое развитие речевой активности.
За исключением выхода к доске и ответа на поставленный вопрос педагога, мы мало говорим в школе и университете. Зачастую нет никаких дискуссий, обсуждений и высказывания мнений: рассказывает только педагог и у него нет цели получить отдачу от аудитории. Мы мало говорим, а нас никто этому не учит. Нет дисциплины «техника речи», «риторика» и тому подобных, а если они есть, то превращаются в очередные скучные лекции без практики, и весь смысл дисциплин теряется.
В-пятых, регламент обучающих процедур. Список тем, которые должен дать преподаватель обучающимся, меняется каждый год: что-то сокращается, что-то убирается, а что-то добавляется. Причём добавляется, как правило, не очень нужное, а убирается то, что могло быть полезным. На заданные дисциплины выделяется энное количество часов, за которое темы должны быть пройдены. Следуя такому жёсткому бескомпромиссному документу сложно по-настоящему чему-то научить: некоторые темы требуют больше времени, некоторые – больше практики, а некоторые – совсем не стоят того внимания, которое требуется в регламенте. Оттого процесс обучения усложняется и теряет свои полезные свойства.
Конечно, не стоит думать, что традиционное обучение так плохо. У него есть плюсы в виде организации рабочего процесса и чётких требований, системного характера обучения и оптимального затрата ресурсов в ходе обучения. Однако, что же делать с минусами традиционного обучения? Изменений в общеобразовательных программах не предвидится, а уже сейчас хочется получать знания с максимальной пользой для себя.
На помощь приходит альтернативное платное обучение, как правило онлайн или очно небольшими группами. Это открывает возможность обучиться чему-то не за 6 лет, а, например, за 2 года. Также подобное обучение более индивидуализировано, разнообразно – оно направлено на то, чтобы вы действительно освоили навыки и получили только те знания, которые вам и правда нужны. Это экономит и время, и энергию, и поддерживает желание учиться.
К сожалению, традиционное обучение всё ещё несовершенно и имеет больше минусов, чем плюсов. Пока лишь платное образование служит альтернативой традиционному, но общество движется вперёд и методы обучения меняются в лучшую сторону. Главное – не терять желания учиться и узнавать новое.