. Новости прокуратуры (июнь 2018). Часть 2 | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Новости прокуратуры (июнь 2018). Часть 2

  «Прокуратура города Арсеньева»

 
 
 
Крайняя необходимость в уголовном праве
 
Действующим уголовным законодательством предусмотрен ряд обстоятельств, исключающих преступность деяния, в числе которых крайняя необходимость.
 Уголовно-правовая норма о крайней необходимости, является одной из гарантий реализации конституционного положения о том, что каждый человек вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации), которая допускает устранение опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного человека или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства.
 Состояние крайней необходимости определено в статье 39 Уголовного кодекса Российской Федерации.
 В соответствии с частью 1 статьи 39 Уголовного кодекса Российской Федерации не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.
 Опасность, которая может стать причиной крайней необходимости должна иметь следующие признаки:
 опасность должна угрожать, то есть быть реальной, а не предполагаемой, должна угрожать в реальный момент времени, а не обращена в будущее.
 Условиями же правомерности причинения вреда при крайней необходимости являются:
- причинение вреда должно являться единственным средством избежать грозящей опасности, которая не могла быть устранена другими средствами;
- причинение вреда должно быть своевременным, т.е. в условиях, когда реальная опасность еще существует;
 - лица, устраняющие опасность путем причинения вреда, не должны допускать превышения пределов крайней необходимости.
 Согласно части 2 статьи 39 Уголовного кодекса Российской Федерации превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно несоответствующего характеру и степени угрожавшей опасности, и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.
 В Российском законодательстве превышение пределов крайней необходимости будет в тех случаях, когда причиненный вред более масштабен, чем тот, который был предотвращен, или даже равнозначен с предотвращенным.
 
О порядке прохождения медицинских осмотров отдельными категориями работников
 
Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусмотрена обязанность работодателя организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников.
Так, статьей 212 ТК РФ установлено, что работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств:
- обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров;
- обязательных психиатрических освидетельствований работников;
- внеочередных медицинских осмотров;
- обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований.
Обязанность проведения медицинских осмотров некоторых категорий работников предусмотрена статьей 213 ТК РФ.
Согласно данной статье работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности данных работников для выполнения поручаемой им работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Обязанность работников проходить в установленном порядке медицинское освидетельствование и Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
В соответствии со статьей 213 ТК РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Обязанность работников торговли проходить медицинские осмотры предусмотрена пунктом 15 Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н. Аналогичные нормы установлены Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 сентября 2001 г. N 23 «О введении в действие Санитарных правил» (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 13.1 Правил лица, поступающие на работу в организации торговли, обязаны проходить медицинские осмотры, профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.
На каждого работника торговли заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации (п. 13.2 Правил).
Форма личной медицинской книжки сотрудника утверждена Приказом Роспотребнадзора от 20 мая 2005 г. N 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте».
В соответствии с пунктом 4 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н. предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Предусмотренные статьей 213 ТК РФ медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Статья 185 ТК РФ предусматривает гарантию работникам, направляемым на медицинский осмотр, согласно которой на время прохождения медицинского осмотра за работниками, обязанными в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации проходить такой осмотр, сохраняется средний заработок по месту работы.
Проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, является обязанностью работника, а не его правом (ст. 214 ТК РФ).
Если работник уклоняется от прохождения медицинских осмотров, то работодатель обязан отстранить его от работы (не допускать к работе). В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется (ст. 76 ТК РФ).
Частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Кроме того, если работодатель не обеспечил своевременное прохождение обязательного медицинского осмотра работниками, то его можно привлечь к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
 
Права свидетеля в уголовном процессе
 
В соответствии со ст. 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний.
 Свидетель вправе:
 1. отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников. При согласии свидетеля дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;
 2. давать показания на родном языке или языке, которым он владеет;
 3. пользоваться помощью переводчика бесплатно;
 4. заявлять отвод переводчику, участвующему в его допросе;
 5. заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда;
 6. являться на допрос с адвокатом;
 7. ходатайствовать о применении мер безопасности.
 Свидетель не может быть принудительно подвергнут судебной экспертизе или освидетельствованию, за исключением случаев, предусмотренных частью первой статьи 179 УПК РФ.
 Свидетель не вправе:
 1. уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд;
 2. давать заведомо ложные показания либо отказываться от дачи показаний;
 3. разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу, если он был об этом заранее предупрежден.
 В случае уклонения от явки без уважительных причин свидетель может быть подвергнут приводу.
 За дачу заведомо ложных показаний либо отказ от дачи показаний свидетель несет ответственность в соответствии со статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации.
 За разглашение данных предварительного расследования свидетель несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.
 Свидетель вызывается на допрос повесткой, в которой указываются, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин.
 Повестка вручается лицу, вызываемому на допрос, под расписку либо передается с помощью средств связи. В случае временного отсутствия лица, вызываемого на допрос, повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи либо передается администрации по месту его работы или по поручению следователя иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку лицу, вызываемому на допрос.
 Лицо, вызываемое на допрос, обязано явиться в назначенный срок либо заранее уведомить следователя о причинах неявки. В случае неявки без уважительных причин лицо, вызываемое на допрос, может быть подвергнуто приводу либо к нему могут быть применены иные меры процессуального принуждения.
 Лицо, не достигшее возраста шестнадцати лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок вызова на допрос допускается лишь в случае, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела.
 Военнослужащий вызывается на допрос через командование воинской части.
 Статья 189 УПК РФ Общие правила проведения допроса:
 1. Перед допросом следователь выполняет требования, предусмотренные частью пятой статьи 164 УПК РФ. Если у следователя возникают сомнения, владеет ли допрашиваемое лицо языком, на котором ведется производство по уголовному делу, то он выясняет, на каком языке допрашиваемое лицо желает давать показания;
 2.  задавать наводящие вопросы запрещается. В остальном следователь свободен при выборе тактики допроса;
 3.   допрашиваемое лицо вправе пользоваться документами и записями;
 4.  по инициативе следователя или по ходатайству допрашиваемого лица в ходе допроса могут быть проведены фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка, материалы которых хранятся при уголовном деле и по окончании предварительного следствия опечатываются;
 5.  если свидетель явился на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи, то адвокат присутствует при допросе и пользуется правами, предусмотренными частью второй статьи 53 УПК РФ. По окончании допроса адвокат вправе делать заявления о нарушениях прав и законных интересов свидетеля. Указанные заявления подлежат занесению в протокол допроса.
 Ход и результаты допроса отражаются в протоколе, составляемом в соответствии со статьями 166 и 167 УПК РФ.
Факт ознакомления с показаниями и правильность их записи допрашиваемое лицо удостоверяет своей подписью в конце протокола. Допрашиваемое лицо подписывает также каждую страницу протокола.
 
Отличие трудового договора от договора подряда
 
Многие трудоспособные граждане, поступая на работу, как в организации, так и к физическим лицам (индивидуальным предпринимателям), зачастую не придают значения тому, каким образом их трудовые отношения будут оформлены работодателем с правовой точки зрения. Вместе с тем, важно знать и отличать, когда необходимо (имеются основания) заключать гражданско-правовой договор, а когда требуется (предусмотрено законом) заключение трудового договора.
Стоит отметить, что отличительные признаки названных выше договоров назвал в своем определении от 25.09.2017 № 66 КГ-17-10 Верховный суд Российской Федерации.
Так, по трудовому договору работник обязуется выполнять определенную трудовую функцию; включается в состав персонала; подчиняется режиму труда; работает под контролем и руководством работодателя; не несет риска, связанного с трудом.
Целью же договора подряда является получение конкретного результата заказчиков, а не выполнение работы как таковой. При этом, подрядчик (лицо, которое выполняет работу по договору подряда для заказчика) остается самостоятельным хозяйствующим субъектом и действует на свой риск (соответственно ему в случае необходимости никто не оплатит больничный лист, отпуск, не произведет соответствующие отчисления по обязательному медицинскому страхованию и в пенсионный фонд, т.е. он не получит гарантированные при заключении трудового договора выплаты, предусмотренные Трудовым Кодексом российской Федерации).
Если работодатель по каким-то причинам вместо трудового договора заключил с работником гражданско-правовой договор (договор подряда и т.п.), который на самом деле регулирует трудовые отношения, его можно признать трудовым в порядке ст. 19.1 Трудового Кодекса Российской Федерации. Кроме того, за «подмену» трудового договора работодателю в соответствии с ч. 4 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации грозит штраф. Для должностных лиц он может достигать 20 тысяч рублей, а для юридических лиц – 100 тысяч рублей.
Учитывая изложенное, гражданин перед заключением (подписанием) договора должен внимательно ознакомиться с его содержанием и условиями.
При возникновении спорных ситуаций работник имеет право обратиться в компетентные органы, в частности Государственную инспекцию труда, органы прокуратуры либо суд.
 
Расторжение трудового договора с беременной женщиной
 
Правовое регулирование трудовых отношений беременных женщин имеет своей целью защиту здоровья и жизни матери и ребенка.
В силу ст. 261 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам – до окончания такого отпуска. При этом женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.
Допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Важно отметить, что Верховный суд Российской Федерации разъяснил вышеизложенные положения ТК РФ, указав, что отсутствие у работодателя сведений о ее беременности не является основанием для отказа судами в удовлетворении иска о восстановлении на работе. При этом беременная женщина, трудовой договор с которой расторгнут по инициативе работодателя, подлежит восстановлению на работе и в том случае, если к моменту рассмотрения в суде ее иска о восстановлении на работе беременность не сохранилась (п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних»).
Гарантия, закрепленная ч. 1 ст. 261 ТК РФ, распространяется также и на лиц, в отношении которых предусмотрено специальное регулирование, в том числе: женщин – руководителей организации (гл. 43 ТК РФ), спортсменов и тренеров (гл. 54.1 ТК РФ), женщин, проходящих государственную гражданскую и муниципальную службу.
Требование ст. 261 ТК РФ, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, является трудовой льготой, обеспечивающей стабильность положения беременных женщин как работников и их защиту от резкого снижения уровня материального благосостояния, обусловленного тем обстоятельством, что поиск новой работы для них в период беременности затруднителен. Названная норма, предоставляет женщинам действительно равные с другими гражданами возможности для реализации прав и свобод в сфере труда.
Учитывая вышеизложенное, работодатель в силу закона не имеет права расторгать по собственной инициативе трудовой договор с беременной женщиной, за исключением случаев, предусмотренных законом, которые носят исчерпывающих характер.
В случае несоблюдения работодателем указанной нормы закона работник (беременная женщина) имеет право обжаловать его действия и решения, в том числе посредством подачи обращения (заявления, жалобы и т.п.) в Государственную инспекцию труда, органы прокуратуры либо обратиться в суд с заявлением о восстановлении на работе.
 
Ежемесячные выплаты семьям, имеющим детей, не облагаются налогом на доходы физически лиц
 
В связи с рождением (усыновлением) начиная с 01.01.2018 первого или второго ребенка может быть назначена ежемесячная выплата до достижения им полутора лет, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением данной выплаты.
 С 23 апреля 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 23.04.2018 № 88-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». 
Согласно изменениям, внесенным в Налоговый кодекс Российской Федерации вышеназванным Федеральным законом, с 1 января 2018 года не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц в виде ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.
 Налогообложению не подлежат ежемесячных выплаты семьям, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
 
Порядок и условия предоставления медицинскими организациями гражданам платных медицинских услуг
 
Медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании включена в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
 Порядок лицензирования деятельности и лицензионные требования определены Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (далее - Положение о лицензировании).
 Согласно п.п. «в» п. 5 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатом медицинской деятельности является соблюдение им порядка предоставления платных медицинских услуг.
 Порядок и условия предоставления медицинскими организациями гражданам платных медицинских услуг установлены Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006.
 Пунктом 11 Правил установлено, что на медицинскую организацию возлагается обязанность посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» разместить определенную информацию: для юридического лица - наименование и фирменное наименование; адрес места нахождения юридического лица; сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности; перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты; порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой; сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации; режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг и др.
 Согласно п. 5 Правил настоящие Правила в наглядной и доступной форме должны быть доведены до сведения потребителей (заказчиков).
 За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц до 40 тысяч рублей, на должностных лиц - до 4 тысяч рублей.
 
О внесении изменений в нормы федерального законодательства, регулирующего порядок опубликования муниципальных нормативных правовых актов
 
29.04.2018 вступил в законную силу Федеральный закон от 18.04.2018 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления» (далее - Федеральный закон № 83-ФЗ), которым в числе прочего внесены изменения в часть 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон           № 131-ФЗ).
 Статья 47 Федерального закона № 131-ФЗ регулирует порядок вступления в силу муниципальных нормативных правовых актов.
 До внесения Федеральным законом № 83-ФЗ изменений в указанную статью частью 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ регламентировалось, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
 При этом, что подразумевается под официальным опубликованием (обнародованием) нормами данного Федерального закона не раскрывалось.
 Учитывая, что органы местного самоуправления зачастую ограничивались опубликованием муниципальных нормативных правовых актов на своих сайтах, что устанавливалось уставами муниципальных образований, то единственным правовым разъяснением в названной сфере являлась позиция Верховного суда Российской Федерации, изложенная в апелляционном определении от 25.10.2016 № 43-АПГ16-14, согласно которой введение нормами устава в качестве единственного, безальтернативного источника официального опубликования нормативных актов, принимаемых представительным органом местного самоуправления, опубликованиена сайте муниципального органа путем размещения данных актов в электронном виде на соответствующем интернет-портале, в ситуации, когда на территории муниципального образования отсутствуют условия, обеспечивающие доступность подключения неограниченному кругу лиц к сети «Интернет», противоречит федеральному законодательству.
 Федеральным законом № 83-ФЗ часть 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ дополнена двумя абзацами.
 Теперь законодателем прямо закреплено, что официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
 Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.
 Указанное конкретизирование требований законодательства исключает право органов местного самоуправления принимать решение о способе официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов по своему усмотрению.
 
Порядок досрочного прекращения административного надзора
 
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
 Вместе с тем, положениями данного федерального закона установлена возможность прекращения административного надзора до истечения срока, на который он был установлен судом.
 Исходя из взаимосвязанных положений статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и частей 7, 8 статьи 270 КАС РФ инициатором досрочного прекращения административного надзора может являться не только само поднадзорное лицо, в отношении которого осуществляется такой надзор, а также орган внутренних дел, который осуществлял такой надзор.
 Согласно п.9 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора может быть подано по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора, а в случае отказа в его удовлетворении повторное административное исковое заявление может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в терочном прекращении административного надзора.
 Также, на основании ч.2 ст. 9 Федерального закона от 06.04.2011 № 64- ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» судом может быть досрочно прекращен административный надзор только при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
 Частью 4 ст. 9 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» установлено, что в отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.
 Вместе с тем, необходимо учитывать тот факт, что если инициатором процесса о досрочном снятии надзора является само поднадзорное лицо, то именно оно в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должно доказать свою добросовестность в исполнении обязанностей и соблюдении ограничений, представить положительную характеристику.
 Поднадзорному лицу, необходимо также учитывать, что согласно ч.4 ст. 9 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» если лицо, в отношении которого надзор прекращен досрочно, совершит более двух административных правонарушений, посягающих на определенные объекты, административный надзор может быть установлен повторно с соблюдением предусмотренной законом процедуры.
 
Как перевести дошкольника из одного образовательного учреждения в другое
 
Перевод ребенка из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в другую такую организацию, осуществляется в порядке и на условиях, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2015 № 1527. Необходимо отметить, что в силу п. 20 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон «Об образовании в РФ») к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются также индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.
 Причинами перевода дошкольника могут быть, в большинстве случаев, инициатива его родителей (законных представителей), а также прекращение деятельности исходной организации либо аннулирование (приостановление) лицензии на осуществление образовательной деятельности. Перевод ребенка из одного детского сада в другой осуществляется в любой период времени учебного года.
 Для этого родителям (законным представителям) дошкольника, прежде всего, необходимо выяснить наличие свободных мест соответствующей возрастной категории в выбранной (принимающей) дошкольной организации. При отсутствии таковых, следует обратиться в органы местного самоуправления в сфере образования для определения другого детского сада из числа муниципальных дошкольных образовательных организаций.
 После чего, в исходное дошкольное образовательное учреждение подается заявление (возможно в форме электронного документа) об отчислении воспитанника в связи с переводом.
 На основании заявления исходной организацией в трехдневный срок издается распорядительный акт об отчислении обучающегося, родителям (законным представителям) выдается его личное дело.
 Личное дело вместе с заявлением о зачислении обучающегося представляется в принимающее дошкольное образовательное учреждение.
 Затем принимающей организацией с родителями (законными представителями) ребенка заключается договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования, после чего в трехдневный срок производится зачисление обучающегося.
 В соответствии с ч. 2 ст. 54 Закона «Об образовании в РФ» договор об образовании должен содержать основные характеристики образования, в том числе форму обучения, вид, уровень и (или) направленность образовательной программы, срок ее освоения (продолжительность обучения).
 Кроме того, в договоре предусматриваются размер, срок и порядок оплаты за присмотр и уход за ребенком, а также права и обязанности образовательной организации и родителей (законных представителей).
 
Алиментные обязательства родителей
 
На сегодняшний день, очень важным является вопрос об алиментных обязательствах родителей.
 Положениями ст. 38 Конституции Российской Федерации закреплено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
 Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность роди гелей.
 Согласно ч. 1 ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.
 Родители вправе заключить соглашение о содержании своих.несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 СК РФ
Однако, важно помнить, что в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.
 Важно знать, что при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверги, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.
 Положениями СК РФ также закреплено следующее правило: в случаях, когда отсутствует соглашение родителей об уплате алиментов на несовершеннолетних детей и, если родитель, который обязан уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, либо если этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо если у него отсутствует заработок и (или) иной доход, а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях и в твердой денежной сумме.
 В свою очередь, размер твердой денежной суммы определяется судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.
 Кроме того, в ст. 85 СК РФ закреплена обязанность родителей содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи.
 При этом, необходимо учитывать, что при отсутствии соглашения об уплате алиментов размер алиментов на нетрудоспособных совершеннолетних детей определяется судом в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно, исходя из материального и семейного положения и других заслуживающих внимания интересов сторон.
 Помните, что содержание своих несовершеннолетних детей – это Ваша обязанность, которую необходимо безусловно выполнять в полном объеме.
 
Особенности взыскания компенсации морального вреда, а также вреда причиненного жизни и здоровью в результате ДТП
 
Дорожно-транспортные происшествия на дороге в настоящее время, к сожалению, не редкость. От них страдает не только транспортные средства, но и люди.
 Часто, в дорожно-транспортных происшествиях получают вред здоровью не только участники дорожно-транспортных происшествий, но и родственники потерпевшего.
 Вместе с тем, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) определяются основания и размер компенсации гражданину морального вреда, в частности причиненного вредом здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия.
 Так, в соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.
 В соответствии со ст. 1082 ГК РФ удовлетворяя требования о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела, может обязать лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.
Необходимо учитывать, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, в частности использованием транспортных средств, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности. Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях, регламентированных требованиями ГК РФ.
 Согласно ст.ст. 151,1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Судом учитываются степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
 По мимо взыскания компенсации морального вреда, потерпевший в дорожно-транспортном происшествии, получивший вред здоровью, также имеет право на возмещение утраченного заработка и расходов на лечение.
 Так, статьей 1085 ГК РФ установлено, что при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, и другое, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
 В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда от 26.01.2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» указано, что расходы на лечение и иные дополнительные расходы подлежат возмещению причинителем вреда, если будет установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Однако, если потерпевший, нуждающийся в указанных видах помощи и имеющий право на их бесплатное получение, фактически был лишен возможности получить такую помощь качественно и своевременно, суд вправе удовлетворить исковые требования потерпевшего о взыскании с ответчика фактически понесенных им расходов.
 Размер компенсации зависит от характера и объема причиненных потерпевшему нравственных или физических страданий, степени вины причинителя вреда в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимание обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных и физических страданий оценивается судом в соответствии со статьями 150, 151 ГК РФ, п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20.12.1994 №10 с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
 Гражданам также необходимо знать, что в соответствии со статьей 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.
 Судами общей юрисдикции рассматриваются споры указанной категории и в большинстве случаев требования потерпевших в дорожно- транспортном происшествии, получивших вред здоровью признаются обоснованными, в связи, с чем удовлетворяются. Также, судами при рассмотрении споров указанной категории обращается внимание на наличие заключения медицинской экспертизы, подтверждающей наличие и объем причиненного вреда здоровью потерпевшему, а также на данные, подтверждающие виновность причинителя указанного вреда, которыми могут являться вступившие в законную силу судебные постановления, свидетельствующие о наличии виновных действий в дорожно-транспортном происшествии.

Об ответственности за неуплату алиментов
 
Федеральным законом от 03.07.2016 № 326-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности в Кодекс РФ об административных правонарушениях введена статья 5.35.1, часть 1 которой, предусматривает административную ответственность родителей за неуплату без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержали уголовно-наказуемого деяния.
 Указанная норма вступила в силу 15.07.2016.
 Санкция части 1 статьи 5.35.1 предусматривает обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.
 Данное правонарушение является длящимся и будет считаться оконченным с момента его выявления (обнаружения) либо добровольного прекращения лицом действий по неуплате средств на содержание детей.
 Действовавшая до 15.07.2016 г. статья 157 УК РФ предусматривала уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание детей. С 15 июля 2016 года предусмотрена уголовная ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно, т.е. лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние.
 
Какие существуют льготы по оплате детского сада и как их оформить?
 
Законодательством предусмотрены льготы по оплате государственных и муниципальных детских садов для отдельных категорий граждан, а также при внесении платы за детей, относящихся к определенным категориям лиц. Исключения закреплены в ч. 2, 3 ст. 65 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
 Согласно закону, размер родительской платы устанавливает учредитель детского сада, функциями и полномочиями которого наделяется орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления муниципального района (п. 2 ч. 1 ст. 8, п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона N 273-ФЗ).
 При этом размер родительской платы не может быть выше максимального, устанавливаемого субъектом РФ для каждого муниципального образования, находящегося на его территории (ч. 2, 4 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).
 На территории Хабаровского края данный размер на 2018 год установлен постановлением Правительства Хабаровского края от 15.12.2017 N 497. Родительская плата в зависимости от муниципального района Хабаровского края составляет от 133 до 235 рублей за один день.
 Федеральным законодательством предусмотрено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми с туберкулезной интоксикацией, детьми-сиротами и детьми, которые остались без попечения родителей, родительская плата не взимается (ч. 3 ст. 65 Закона N 273-ФЗ). Кроме того, учредитель детского сада вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей). Также же, если присмотр и уход за ребенком в детском саду оплачивает учредитель этого детского сада, то родительская плата не устанавливается (ч. 2 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).
 При этом категории граждан, которым предоставляются льготы по оплате детского сада, устанавливаются региональным и местным законодательством.
 Критериями для отнесения определенных лиц к этим категориям, как правило, являются уровень доходов, состав семьи, состояние здоровья детей и родителей.
 Если вы имеете право на льготу по оплате детского сада в соответствии с федеральным или региональным законодательством, для ее получения Вам необходимо подготовить заявление и необходимые документы.
 Заявление о предоставлении льготы составляется, как правило, в произвольной форме.
 В нем указываются ваши Ф.И.О., паспортные данные, адрес места жительства, а также Ф.И.О. и год рождения вашего ребенка, излагается просьба о предоставлении вам льготы по оплате детского сада и основания для ее предоставления.
 Родителям (законным представителям), имеющим право на льготную родительскую плату по нескольким основаниям, льгота, по общему правилу, предоставляется только по одному из оснований по их выбору.
 Для получения льготы могут потребоваться, в частности, следующие документы:
- документ, удостоверяющий вашу личность;
- свидетельство о рождении ребенка;
- документы, которые подтверждают Ваше право на льготу по оплате детского сада. Например, справка об инвалидности ребенка или родителя.
Заявление и документы необходимо представить в детский сад, который посещает Ваш ребенок. В случае удовлетворения просьбы, будет издан приказ заведующего детского сада о предоставлении льготы, на основании которого вы сможете вносить родительскую плату с учетом данной льготы.
В случае наступления обстоятельств, влекущих отмену установления льготной родительской платы, Вы обязаны уведомить об этом детский сад в течение установленного срока.
 
Права инвалидов при получении реабилитационных мероприятий
 
Согласно положениям Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) под индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее - индивидуальная программа) понимается комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
 В соответствии со ст. 11 Закона № 181-ФЗ индивидуальная программа является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
 Вместе с тем, индивидуальная программа имеет для инвалида рекомендательный характер. Так, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
 Объем мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
 Статьей 11.1 Закона № 181-ФЗ предусмотрено, что по медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
 Закон предусматривает, что к техническим средствам реабилитации относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
 Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, технические средства реабилитации должны подбираться инвалиду, в том числе и в целях восстановления утерянных либо формирования отсутствующих нарушенных функций жизнедеятельности.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) устанавливает, что одним из основных принципов охраны здоровья граждан является недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
 В соответствии со ст.11 Закона № 323-ФЗ медицинская организация, а также медицинский работник не вправе отказать обратившимся гражданам в предоставлении бесплатной медпомощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Взимание платы за оказание такой помощи не допускается.
 Кроме того, медицинская помощь в экстренной форме оказывается лечебным учреждением и медработником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ не допустим.
Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ) за неоказание больному помощи предусмотрена ответственность.
 Так, на основании ст. 124 УК РФ медицинские организации и медицинские работники несут уголовную ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
 Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья включают в себя прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 54 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 323-ФЗ).
 Согласно ч. 4 ст. 46 Федерального закона № 323-ФЗ диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа указанной категории, предоставляется бесплатная медицинская помощь в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, в том числе проведение диспансеризации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета впорядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
 Порядок проведения диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации утвержден приказом Минздрава России от 15.02.2013 №       72н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» (далее - Порядок).
 В соответствии с п. 11 Порядка диспансеризация проводится медицинскими организациями в объеме, предусмотренном перечнем осмотров и исследований при проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, согласно приложению к настоящему Порядку (далее - Перечень исследований).
 Пунктом 17 Порядка установлено, что общая продолжительность I этапа диспансеризации должна составлять не более 10 рабочих дней, а при назначении дополнительных консультаций, исследований и (или) необходимости получения информации о состоянии здоровья несовершеннолетнего из других медицинских организаций общая продолжительность - не более 45 рабочих дней (I и II этапы).
Сведения, которые должны быть отражены в карте диспансеризации несовершеннолетнего указаны в п. 18 Порядка.
 В силу п. 21 Порядка медицинская организация на основании результатов диспансеризации, внесенных в историю развития ребенка, оформляет, в том числе в электронном виде, учетную форму № 030-Д/с/у-13 «Карта диспансеризации несовершеннолетнего», утвержденную настоящим приказом, на каждого несовершеннолетнего, прошедшего диспансеризацию. Карта оформляется в двух экземплярах, один из которых по завершении диспансеризации выдается врачом, ответственным за проведение диспансеризации, руководителю (уполномоченному должностному лицу) стационарного учреждения, второй экземпляр - хранится в медицинской организации в течение 5 лет.
 Медицинская организация на основании карт осмотра осуществляет ведение системы электронного мониторинга диспансеризации, в которую вносятся сведения о прохождении несовершеннолетними диспансеризации ежемесячно, до 30-го числа месяца, следующего за отчетным, а по итогам года - до 20 января года, следующего за отчетным.
 В соответствии с требованиями п.п. 23, 24 Порядка по итогам проведения диспансеризации медицинская организация не позднее чем через 15 рабочих дней после завершения календарного года заполняет отчетную форму № 030-Д/с/о-13 «Сведения о диспансеризации несовершеннолетних», утвержденную настоящим приказом. Отчет составляется в двух экземплярах, утверждается руководителем медицинской организации и заверяется печатью медицинской организации, указанной в пункте 2 настоящего Порядка. Один экземпляр отчета направляется медицинской организацией в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, второй экземпляр отчета хранится в медицинской организации, проводившей диспансеризацию, в течение 10 лет.
 
Порядок оформления прекращения трудового договора
 
Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции. Однако, данные правоотношения могут быть прекращены путем расторжения трудового договора. Расторжению трудового договора сопутствует соответствующий порядок увольнения. Для того, чтобы процедура увольнения соответствовала действующему законодательству и не повлекла негативных последствий для сторон, прекращающих трудовые правоотношения, нужно помнить следующие положения трудового законодательства, установленные Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» и Трудовым кодексом Российской Федерации.
 Приказ об увольнении заполняется работником кадровой службы, подписывается руководителем организации или уполномоченным им лицом. С приказом о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. Кроме того, работодатель обязан выдать также копии документов, связанных с работой, заверенные надлежащим образом: приказы о приеме на работу, приказы о переводах на другую работу, приказ об увольнении с работы, справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя, - должны выдаваться увольняющимся. Равно как и справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ, справка о среднем заработке за последние три месяца.
 В соответствии с ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс) при увольнении работника работодатель обязан выдать ему трудовую книжку с внесением в нее записей о причине его увольнения Трудовая книжка – основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, о выполняемой работе, о поощрениях и награждениях за успех и в работе. При выдаче на руки трудовой книжки с работника берется расписка о ее получении в книге учета движения трудовых книжек. Кроме того, вносится соответствующая запись в личную карточку работника, которая также удостоверяется подписью работника.
 Из п. 1.1 Инструкции «По заполнению трудовых книжек» следует, что записи в трудовую книжку о причинах прекращения трудового договора должны производиться в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующую статью, пункт Трудового кодекса или иного федерального закона. Записи чисел производятся арабскими цифрами (число и месяц – двузначными). Записи производятся аккуратно, перьевой или шариковой ручкой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета.
 Работодатель обязан возмещать работнику неполученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.
 При задержке выдачи трудовой книжки по вине работодателя работнику выплачивается средний заработок за все время вынужденного прогула. Днем увольнения в этом случае считается день выдачи трудовой книжки. О новом дне увольнения издается приказ и вносится запись в трудовую книжку работника. Ранее внесенная запись о дне увольнения признается недействительной.
 Кроме того, при установлении факта невыдачи трудовой книжки по вине работодателя ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает за это правонарушение вынесение предупреждения или наложение административного штрафа:
 - на должностных лиц - от 1 до 5 тыс. руб.;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 до 5 тыс. руб.;
 - на юридических лиц - от 30 до 50 тыс. руб.
 Такими образом, невыдача трудовой книжки работнику в установленном законом порядке является недопустимым нарушением действующего трудового законодательства, влекущего установленную законом ответственность.
 
Каждый гражданин обладает правом обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления
 
Большое количество граждан очень часто сталкивается с различными трудностями, которые возникают в связи с нарушением их прав и законных интересов другими людьми, органами, а также их должностными лицами.
 Каждому гражданину необходимо знать, что он обладает правом обращаться в компетентные государственные органы и органы местного самоуправления, а так же к их должностным лицам лично, для решения какой-либо жизненной проблемы. Так же, у всех граждан существует возможность направлять в вышеуказанные органы индивидуальные и коллективные обращения.
 Данное право гарантируется ст. 33 Конституции Российской Федерации.
Порядок таких обращений регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 2 мая 2006 года № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
 Согласно которому, граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Кроме того, рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
 Существует несколько видов обращений, с которыми Вы можете обратиться в вышеуказанные органы, а именно:
1.                  Предложение - рекомендация по совершенствованию законов;
2.                  Заявление, то есть просьба о содействии в реализации ваших конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц;
3.                  Жалоба, которая представляет собой просьбу о восстановлении или защите Ваших нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
 Важно знать, что в письменном обращении в обязательном порядке необходимо указывать либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагаете суть предложения, заявления или жалобы, ставите личную подпись и дату.
 В случае необходимости в подтверждение своих доводов у Вас есть право приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Письменное обращение, которое Вы направляете в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации обращения.
В случае направления различных запросов, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления или должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив вас об этом
 
Разъяснения отдельных положений Кодекса административного судопроизводства РФ
 
С 15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), в соответствии с положениями которого стали рассматриваться определенные категории дел, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов.
 Одним из новшеств, в частности, стало установленное частью 1 статьи 55 КАС РФ правило о представителе лица, участвующего в административном деле, которым теперь может быть только адвокат или иное лицо, обладающее полной дееспособностью, не состоящее под опекой или попечительством и имеющее высшее юридическое образование. При этом, адвокат должен представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и его полномочия, а иные представители - документы о высшем юридическом образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия.
 Кроме того, Кодексом предусмотрено, что при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в судах субъектов Российской Федерации и в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным ст.55 КАС РФ.
 В судебной практике стали возникать спорные ситуации: может ли гражданин, не имеющий высшего юридического образования обратиться в суд с административным иском об оспаривании нормативного правового акта?
 Не так давно точку в этом вопросе поставил Верховный Суд Российской Федерации, который рассмотрел и удовлетворил кассационную жалобу административного истца.
 Гражданин обратился в областной суд с административным иском о признании решения Совета депутатов муниципального образования незаконным.
 Определением суда первой инстанции, административное исковое '</ заявление оставлено без движения, истцу предложено представить документ, подтверждающий наличие у него высшего юридического образования.
 Определением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, административное исковое заявление возвращено.
 Суды первой и апелляционной инстанции указали, что административный истец не устранил все обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без движения, поскольку это заявление подписано гражданином и подано им без приложения документа, подтверждающего наличие у него высшего юридического образования.
 Также суд указал, что ордер адвоката, выданный коллегией адвокатов для представления интересов истца, не устраняет выявленные недостатки, поскольку административный иск подан и подписан лично гражданином, а не его представителем.
 Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не согласилась с актами нижестоящих судов и отменила их, указав следующее.
 Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
 В части 9 ст. 208 КАС РФ определено, что при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным ст. 55 названного кодекса.
 На основании ч. 1 ст. 125 КАС РФ административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагается доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем.
 При этом, законодательство об административном судопроизводстве не устанавливает требование о том, что административное исковое заявление об оспаривании нормативного правового акта должно быть подписано только лицом, имеющим высшее юридическое образование (самим административным истцом или его представителем).
 Таким образом, допускаются подписание и подача административного искового заявления в суд непосредственно административным истцом, не имеющим высшего юридического образования, тогда как дальнейшее ведение административного дела в суде осуществляется через представителя, имеющего такое образование.
 Принимая во внимание, что при таких обстоятельствах правовые основания для возвращения административного искового заявления гражданина отсутствовали, Верховный Суд Российской Федерации отменил определения суда первой и апелляционной инстанции и направил административный исковой материал в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
 
Законодатель предусмотрел возможность выплаты заработной платы в иностранной валюте
 
Федеральным законом от 05.02.2018 № 8-ФЗ внесены изменения в статью 131 Трудового кодекса РФ, вступившие в силу с 16.02.2018
Согласно статье 131 Трудового кодекса РФ, действующей в предыдущей редакции, выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации.
Принятым Федеральным законом установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле, выплата заработной платы может производиться в иностранной валюте.
Тем самым, обеспечивается возможность получения находящимися за пределами территории РФ гражданами России заработной платы и иных выплат, связанных с выполнением ими за пределами территории РФ своих трудовых обязанностей по трудовым договорам, заключаемым ими с юридическими лицами – резидентами, в иностранной валюте.
 
Выплата заработной платы. Порядок и сроки
 
Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд (ст. 37).
В силу ст. 21 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее– ТК РФ) каждый работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Понятие, порядок, место и сроки выплаты заработной платы четко регламентированы ст.ст. 129, 131, 136 ТК РФ.
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. При этом конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.
Важно отметить и каждому работнику необходимо знать, что выплата заработной платы, ее размер и период начисления должны подтверждаться соответствующими сведениями (документами, в том числе расчетными листками).
Приведенные выше положения действующего законодательства сформулированы таким образом, чтобы исключить случаи несвоевременной и частичной выплаты заработной платы. Задержки с выплатой заработной платы свидетельствуют о грубейших нарушениях права работника на оплату своего труда за выполненную работу.
В связи с чем каждый работник должен знать, что в случае нарушения работодателем приведенных положений закона, повлекших за собой образование задолженности по выплате заработной платы, он имеет право обратиться в соответствующие контролирующие органы, в том числе Государственную инспекцию труда по Иркутской области, органы прокуратуры либо в суд.
 
Порядок поступления детей в дошкольные образовательные учреждения
 
В силу статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Согласно нормам Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Общий порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования установлен Приказом Минобрнауки России от № 293.
В соответствии с законодательством в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
Образовательная организация обязана ознакомить родителей (законных представителей) со своим уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности воспитанников.
Прием в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест. Документы о приеме подаются в образовательную организацию, в которую получено направление.
Прием в образовательную организацию осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя).
Образовательная организация может осуществлять прием указанного заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.
Прием детей, впервые поступающих в образовательную организацию, осуществляется на основании медицинского заключения.
Копии предъявляемых при приеме документов хранятся в образовательной организации на время обучения ребенка.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Требование представления иных документов для приема детей в образовательные организации в части, не урегулированной законодательством об образовании, не допускается.
Факт ознакомления родителей (законных представителей) ребенка, в том числе через информационные системы общего пользования, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, уставом образовательной организации фиксируется в заявлении о приеме и заверяется личной подписью родителей (законных представителей) ребенка.
Родители (законные представители) ребенка могут направить заявление о приеме в образовательную организацию почтовым сообщением с уведомлением о вручении посредством официального сайта учредителя образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в порядке предоставления государственной и муниципальной услуги.
Заявление о приеме в образовательную организацию и прилагаемые к нему документы, представленные родителями (законными представителями) детей, регистрируются в образовательной организации. После регистрации заявления выдается расписка в получении документов, содержащая информацию о регистрационном номере заявления о приеме ребенка в образовательную организацию, перечне представленных документов.
Затем образовательная организация заключает договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования с родителями (законными представителями) ребенка.
Руководитель образовательной организации издает распорядительный акт о зачислении ребенка в течение трех рабочих дней после заключения договора. Распорядительный акт в трехдневный срок после издания размещается на информационном стенде образовательной организации и на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.
Далее ребенок снимается с учета детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательной организации.
На каждого ребенка, зачисленного в образовательную организацию, заводится личное дело, в котором хранятся все предоставленные документы.
 
Пленум Верховного суда Российской Федерации дал новые разъяснения по трудовым вопросам
 
30.05.2018 вступило в действие постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям».
Пленум Верховного суда уделил внимание возникновению, оформлению и особенностям трудовых отношений, а также процессуальным вопросам.
Среди основных разъяснений можно выделить следующие:
- за разрешением трудовых споров работникам у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства можно обращаться непосредственно в суд - обязательного досудебного порядка по ним не предусмотрено (п. 11 Постановления).
- Отсутствие оформленного надлежащим образом, то есть в письменной форме, трудового договора не исключает возможности признания в судебном порядке сложившихся между сторонами отношений трудовыми, а трудового договора - заключенным при наличии в этих отношениях признаков трудового правоотношения, поскольку из содержания статей 11, 15, части третьей статьи 16 и статьи 56 ТК РФ во взаимосвязи с положениями части второй статьи 67 ТК РФ следует, что трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. Датой заключения трудового договора в таком случае будет являться дата фактического допущения работника к работе.
Неоформление работодателем или его уполномоченным представителем, фактически допустившими работника к работе, в письменной форме трудового договора в установленный статьей 67 ТК РФ срок, вопреки намерению работника оформить трудовой договор, может быть расценено судом как злоупотребление со стороны работодателя правом на заключение трудового договора (п. 20 Постановления).
- При рассмотрении дел о взыскании заработной платы по требованиям работников, трудовые отношения с которыми не оформлены в установленном законом порядке, судам следует учитывать, что в случае отсутствия письменных доказательств, подтверждающих размер заработной платы, получаемой работниками, работающими у работодателя - физического лица (являющегося индивидуальным предпринимателем, не являющегося индивидуальным предпринимателем) или у работодателя - субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, суд вправе определить ее размер исходя из обычного вознаграждения работника его квалификации в данной местности, а при невозможности установления размера такого вознаграждения - исходя из размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (п. 23 Постановления).
 
Административная ответственность за взимание платы с граждан за проход к зонам традиционного отдыха
 
Несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе влечет ответственность по статье 8.12.1 КоАП РФ для граждан до 5 тысяч рублей; для должностных лиц и предпринимателей - до 50 тысяч рублей; для юридических лиц - до 300 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Деятельность индивидуального предпринимателя может быть приостановлена на такой же срок.
С сообщениями о таких нарушениях граждане могут обращаться в Управление Росприроднадзора по Приморскому краю, которое правомочно инициировать привлечение к административной ответственности виновных лиц за такие правонарушения.  
Незаконными являются также требования по уплате денежных средств не только за проход, но и за проезд на земельные участки и прилегающие водные объекты, являющиеся государственной или муниципальной собственностью, право пользования которыми не передано лицам, взимающим плату с граждан.
Ответственность за такие действия наступает по статье 19.1 КоАП РФ (самоуправство) в виде предупреждения или наложения административного штрафа.
По фактам взимания денежных средств за проход граждан к водным объектам следует обращаться с заявлениями в органы внутренних дел (полицию) на соответствующих территориях края.
Туда же граждане вправе обратиться и в случаях самоуправных действий по ограничению проезда транспортных средств (если только земельный участок не используется на законных основаниях и на нем отсутствует специально оборудованные стоянки).
 
О привлечении к административной ответственности за размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги
 
 С 3 июня 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.04.2018 № 61-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 38 Федерального закона «О рекламе», согласно которому не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Указанный запрет не распространяется на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.
Федеральная антимонопольная службы в связи с вступлением в силу названного закона в письме от 04.06.2018 № АК/40664/18 разъяснила возможность привлечения к административной ответственности за такую рекламу.
Согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Датой нарушения законодательства о рекламе является дата опубликования ненадлежащей рекламы (в случае размещения рекламы на платежных документах, дата начала распространения таких документов).
Таким образом, привлечение к административной ответственности за размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги допускается, только если такие платежные документы начали распространяться после вступления в силу указанных изменений в Федеральный закон «О рекламе», то есть с 3 июня 2018 года.
 
Административная ответственность за пропаганду нацистской атрибутики или символики
 
Статьей 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» запрещена пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
За пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, а также пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, статьей 20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
За совершение указанного правонарушения установлено наказание в виде штрафа, сумма которого составит: для граждан — от 1 тыс. до 2 тыс. рублей, для должностных лиц — от 1 тыс. до 4 тыс. рублей, для юридических лиц — от 10 тыс. до 50 тыс. рублей.
Предметы административных правонарушений подлежат конфискации, а граждане вместо штрафа могут быть подвергнуты административному аресту на срок до 15 суток.
Кроме того, установлена административная ответственность за изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды такой атрибутики.
Размер штрафов за данное правонарушение для граждан составит от 1 тыс. до 2 тыс. 500 рублей; для должностных лиц - от 2 тыс. до 5тыс. рублей; штраф для юридических лиц составит от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.
В указанных случаях также подлежат конфискации предметы административных правонарушений.
 
Новости
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...
02.04.2023
Тестирование новой услуги «Идея дня на WhatsApp» ...