Предотвратить банкротство предприятий - задача власти
В конце прошлого года директор представительства Приморского института государственной муниципальной службы B.C. Хлыстова вручила дипломы нескольким муниципальным служащим Арсеньевского городского округа, прошедшим профессиональную переподготовку по программе «Антикризисное управление», в том числе и.о. первого зам. главы Арсеньевского городского округа М.В. СОБОЛЕВУ.
- Михаил Викторович, Вы прошли обучение не только по программе «Антикризисное управление», но и по единой программе
подготовки арбитражных управляющих. В этом назрела острая необходимость?
- Причин несколько. Основная заключается в том, что по всей стране за последнее время увеличилось количество предприятий брошенных и находящихся в кризисной финансовой ситуации. Не исключение и Приморский край. В настоящее время только на территории нашего города 12 предприятий в стадии банкротства и 129 брошенных. Это негативно отражается на экономике города. Имеются задолженности в федеральный, краевой, местный бюджеты. Теоретически они могут быть взысканы и получены, но для этого необходимо провести определенные процедуры. Как показывает практика, обычно такие задолженности взыскать невозможно. Долги по налогам погашаются только после погашения долгов по заработной плате и судебных расходов.
Далее, я, как муниципальный служащий, должен быть специалистом в данной области, чтобы принимать качественные управленческие решения в интересах муниципального образования, а также понимать арбитражных управляющих, говорить с ними на одном языке, отстаивать интересы работников предприятий и местного бюджета.
С 2004 года управление экономики, по моей инициативе, начало активную работу с арбитражными управляющими. За это время совместными усилиями управления экономики, правового отдела, арбитражных управляющих закончились конкурсные производства на предприятиях МП «ТВС», МП ПАТП, МЖКП «Арсеньев». В результате бюджетов списано долгов на общую сумму 311 млн. руб.
- Местную власть часто обвиняют в преднамеренном банкротстве муниципальных предприятий. Или это не так?
- Я часто слышу подобные обвинения. Можно клеймить любого чиновника данным грехом. Но обычно это говорят те, кто плохо разбирается в экономических вопросах. На самом деле всё просто. Представьте себе, если на производство товара потрачено 100 рублей, а продано за 50 рублей, то это не бизнес, а экономическая утопия. Разницу в 50 рублей никто не компенсировал - предприятие обречено на банкротство. Это касается предприятий любой формы собственности. Цель любого бизнеса - получение прибыли. Если власть диктует руководителю цены ниже рыночных и заставляет по ним работать, то предприятие или не работает по этим ценам, или уходит в теневой бизнес, либо становится банкротом. Других вариантов просто нет.
Существует еще одно логичное объяснение процессу банкротства муниципальных предприятий в стране. Любой директор муниципального предприятия - наёмный работник. Справляются со своими обязательствами одни лучше, другие хуже. В условиях рынка подавляющее большинство муниципальных предприятий просто не выдерживает конкуренции. Исключение составляют узкоспециализированные унитарные предприятия. Поэтому политика государства направлена на постепенную ликвидацию всех муниципальных предприятий, за исключением областей, куда частный бизнес не желает вкладывать свой капитал.
- Не означает ли это, что все муниципальные предприятия города будут ликвидированы в ближайшее время?
- В настоящий момент муниципальных предприятий восемь: МУП «Сервис-М», МУП «Архстройпроект», МП «Орбита», МУП «Искусница» и другие. Мы будем предлагать их акционирование как форму реорганизации и ликвидации предприятий.
- И что это даст?
- На рынках услуг все предприятия будут находиться абсолютно в равных условиях, и никому не будет скидок. Власть не будет лоббировать интересы муниципальных предприятий. Как участник бизнеса, муниципалитет должен уйти и обеспечить приход на муниципальные рынки частного бизнеса. Это одна из задач реформы местного самоуправления. Власть должна обеспечивать создание новых рабочих мест, способствовать развитию малого и среднего бизнеса, незабывая главные цели - обеспечение людей достойной заработной платой и повышение уровня жизни.
- В чем главный экономический интерес власти?
- Это обеспечение налоговых поступлений в бюджет и решение задач, прописанных в федеральных законах. Будут налоговые поступления в бюджет - будет зарплата бюджетникам, оплата коммунальных услуг больниц, школ и садиков, будут ремонтироваться дороги и крыши. Нет налогов - ничего нет. Следствие значительного дефицита бюджета - рост социальной напряженности.
- Вы можете привести позитивный пример удачного введения арбитражного управления в нашем городе?
- МУП «Жилищник». В июне 2005 года была введена процедура внешнего наблюдения. Предприятию разблокировали счет в банке. «Жилищник» погашает текущую зарплату, выполняет работы по текущему ремонту в жилом секторе. Идет плавное преобразование муниципального предприятия в несколько коммерческих ООО, которые возьмут на обслуживание жилые дома. Будет создана управляющая компания. Задача органов власти в том, чтобы ни один дом не остался брошенным. К концу 2006 года процедура банкротства будет завершена, предприятие ликвидировано и вместо него заработают новые, коммерческие общества.
Сейчас важно понимать - реальность сегодняшнего дня такова, что в условиях реформирования общественного и экономического строя, в рамках реформы жилищно-коммунальной сферы банкротство муниципальных предприятий неизбежно. В рыночных условиях выживает сильнейшее предприятие, которое побеждает, разоряет своих конкурентов. Опыт зарубежных стран пестрит подобными примерами. Более десяти лет я глубоко изучаю экономику стран мира и могу уверенно предположить, что в России количество предприятий -банкротов будет ежегодно увеличиваться. Конкуренция - жестокая вещь. Многие просто это еще не до конца осознали.
На территории городского округа мы, совместно с налоговыми органами и организациями арбитражных управляющих, должны наладить систему мониторинга предприятий, которые брошены или находятся в стадии банкротства. Конечная цель такой работы - отсутствие таких предприятий и долгов в бюджеты.
- Можно ли обобщить понятие антикризисного управления предприятием с антикризисным управлением городом?
- Город - это своеобразное социальное предприятие. Если коммерческое предприятие оперирует понятием «прибыль», то органы власти говорят «решение вопросов местного значения». Чем больше будет собрано доходов, тем больше городских задач будет решено. Власть не должна зарабатывать деньги, она должна эффективно решать вопросы в соответствии со своими полномочиями.
- Так ли необходимо вводить арбитражное управление на предприятии?
- Дело в том, что процедура арбитражного управления вводится тогда, когда предприятие уже серьезно лихорадит. Арбитражное управление - это лечение предприятия, а антикризисное управление - это принятие профилактических мер, чтобы «не болеть».
- Что лично Вам дала профессиональная переподготовка по программе «Антикризисное управление»?
- Если быть достаточно честным, то признаюсь, что последние два года использую антикризисное управление в своей работе.
Практикую так называемый проблемно-ориентированный подход. Выявляю проблему, классифицирую, определяю варианты её решения, выбираю оптимальный путь. Это жесткий метод управления. Он направлен на достижение конкретного конечного результата. Я обязан качественно, оперативно, профессионально решать проблемы, во-первых, жителей города, особенно в условиях переходного периода. А во-вторых, я самостоятельно изучал вопросы антикризисного управления, менеджмента, экономики, способы нестандартного решения проблем. Курсы «Антикризисное управление» позволили мне вспомнить то, что изучалось ранее, систематизировать эту информацию, переосмыслить.
- Вы считаете, эти курсы самодостаточными и время потрачено не зря?
- Я считаю, что они просто необходимы для муниципальных служащих.
Г. ПИСАРЕВА.
Опубликовано: Газета «Восход» № 22 (8955) от 14 февраля 2006 г.