. Итоги 2006 | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Итоги 2006

 

Итоги – 2006
 
    Подвести итоги, обозначить проблемы и «увидеть» пути их решения в наступившем году. Логично  побеседовать на эту тему именно в начале года.
     И своими мыслями мы попросили поделиться  М. СОБОЛЕВА, и.о. главы Арсеньевского городского округа, и С. ПОРХУНА, зам. председателя городской Думы.
 
     Приятнее начать наш разговор все же с успехов…
    М. Соболев: Да, приятных и значимых событий в прошлом году было много.
    Одним из основных наших достижений я назвал бы то, чтомы перевыполнили план по собствен­ным доходам. В заслугу это пос­тавил бы не только, естественно, фискальным органам, но прежде всего руководителям предпри­ятий, предпринимателям, кото­рые стали не только «выводить» зарплату из тени, но и планомерно повышать ее.
Местной власти в прошлом году удалось реализовать целый ряд проектов.
      В начале 2006 года управление экономики городской админист­рации начало разрабатывать варианты межмуниципального сотрудничества нашего округа и близлежащих - Анучинского и Яковлевского - муниципальных районов в области туризма. И в декабре три муниципалитета уже подписали итоговое соглашение о сотрудничестве. Сейчас рабо­таем над разработкой совместного туристического тура, единой концепции продвижения трех муниципальных образований как туристических объектов. Кстати, в этом году мы планируем участие в международных выставках под единым брендом.
    В структурных подразделениях администрации разрабатывается программа социально-эконо­мического развития АГО на три ближайших года. Сейчас к ней подключились Московский инсти­тут экономики и Дальневосточный научный центр местного самоуп­равления.
     -... с которым вы уже несколь­ко пет плодотворно сотруд­ничаете. И, знаю, вы с Сергеем Николаевичем не один раз ездили туда на семинары.
    М. СОБОЛЕВ: Да, и многие наши сегодняшние наработки по­явились после этих семинаров.
     Работа над программой соци­ально-экономического развития, которая входит частью в долго­срочную концепцию социально-экономического развития города до 2015 года, уже практически завершена. После публичных слушаний мы выносим ее на ут­верждение депутатам.
     С. ПОРХУН: Я согласен с Ми­хаилом, в общественном созна­нии сегодня образ Арсеньева ассоциируется как туристичес­кий центр. Не спорю, у нас есть многое для развития туризма. Выгодное географическое поло­жение, экология, неплохая инф­раструктура. Наш горнолыжный спуск все большую популярность завоевывает. Но ставка только на горнолыжку - опрометчива. И правильно, что здесь мы входим в сотрудничество с соседними районами - Арсеньев должен быть туристическим центром Приморья не только зимой, но и круглогодич­но. К примеру, вокруг - уникальные лотосовые озера, различные исторические памятники...
      Арсеньев по-прежнему позици­онируют и с промышленным цент­ром, связывая с «Прогрессом» и «Аскольдом». Положительные изменения есть, государство стало больше внимания обращать на «оборонку». Но сегодня бюджет города наполняется за счет этой считающейся крупной промышленности всего процентов на 20-30. Поэтому строить свою экономическую политику только на этих действительно промышленных «китах», я думаю, опрометчиво. Нужно еще более активно развивать местную про­мышленность.
     -          Я так поняла, что говорить вы начали уже о проблемах...
     М. СОБОЛЕВ: Я для себя вы­деляю пять ключевых проблем города - дотационность бюджета, состояние жилищно-коммуналь­ного сектора, благоустройство, медицинское обслуживание, со­здание рабочих мест и трудоустройство молодежи.
    О каждой проблеме можно гово­рить много. Но скажу коротко.
    Например, ЖКХ. Если местная власть не будет уделять этой ре­форме должного внимания (а мы можем вмешиваться в процесс только как собственники муниципального жилья), то, в конеч­ном счете, жилой фонд просто разрушится окончательно. Чтобы  модернизировать жилищно-ком­мунальный сектор, нам требуются миллиарды рублей. Где их взять? Как решить проблему? Необходи­мо переходить на долгосрочные договоры аренды объектов ЖКХ частному бизнесу.
    Нужно, я считаю, переходить и на новые технологии. Это могут быть альтернативные системы энерго-, тепло- и водосбережения. Это внедрение инноваци­онных технологий, позволяющих снижать себестоимость услуг.
    Я за развитие частного бизнеса и конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг. Считаю, что государство должно отдать эти функции бизнесу. Нельзя требо­вать от предприятий оказания услуг по цене ниже себестоимос­ти. Это экономическая утопия, а не реальная экономика.
    С. ПОРХУН: Помнишь, Михаил, мы уже говорили на страницах «Бизнес-Арса» с тобой об этом. Власть не должна заниматься тем, что могут сделать общество и биз­нес. Зачем взваливать на муници­палитет то, что он делать не может и не имеет права по 131-му закону о местном самоуправлении?
    -          Вы назвали проблему безрабо­тицы - решаема ли она?
    М. СОБОЛЕВ: Когда я пере­числял городские проблемы, то эту назвал последней, потому, что она «не кричащая». Но если говорить о развитии города, а не о его стагнации, то можно смело ее ставить на второе место - после дотационности бюджета. И здесь ты, Сергей, правильно делаешь акцент на развитие местного производства.  
     Рабочие места можно создать только за счет создания новых предприятий и организаций. А наиболее пер­спективными направлениями отраслей экономики города счи­таю предприятия по глубокой переработке лесоматериалов, по переработке сельскохозяйствен­ной продукции, даров тайги, по глубокой переработке бытового и производственного мусора. Плюс внимание организациям, оказывающим туристические услуги и им сопутствующие. Плюс все-таки всевозможная помощь развитию наших заводов – «Прогресс» и «Аскольд».
    С. Порхун: Да. Объективно проблема безработицы – одна из основных, хотя у нас это явлении приняло своеобразный характер. 
      Неофициальным данным, на учете в Центре занятости стоит очень много людей, но на самом деле найти в Арсеньеве работу не проб­лема. Поэтому многие люди, чис­лясь в Центре занятости и получая пособие, успешно работают «на стороне» и даже иногда неплохо зарабатывают.
     Выигрывают все - но проигры­вает город: эти потоки, миллионы рублей налогов, идут мимо город­ского бюджета, а значит, и мимо каких-то социальных программ.
     М. СОБОЛЕВ: В городской казне сегодня нет средств, чтобы решить многие проблемы. Поэтому наша стратегическая задача - в течение ближайших пяти лет добиться самоокупаемости бюдже­та. Для того, чтобы добиться этой цели, я вижу два пути. Во-первых, мобилизация денежных доходов, И анализ на­логового потенциала, который мы провели, позволяет сделать вывод, что мы можем собирать налогов в городе больше.
     Мы должны привлечь в эконо­мику города средства инвесторов (в лице частного бизнеса, меж­дународного, регионального и федерального бюджетов). Объем этих поступлений должен в разы превышать собственные доходы муниципального образования.  
     Практика такова, что все террито­рии развиваются за счет внешних источников. Арсеньев тоже может и должен это делать.
      Пока мы работаем по несколь­ким направлениям: увеличение размеров налоговых поступлений (за счет развития отраслей эко­номики и улучшения налоговой отчетности), включение в краевые и федеральные целевые программы (с софинансированием из местного бюджета) и привлечение инвестиций, в частный бизнес (с созданием благоприятного инвестиционного климата на нашей территории).
      Второй путь - оптимизация бюджетных расходов. Если рас­сматривать его стратегически, то постепенно мы (муниципальное образование) должны отказаться от большинства муниципальных учреждений и сменить их форму собственности или правовой ста­тус на автономные некоммерчес­кие организации. Конечная цель этого перехода - перевод их на самофинансирование. Переход от сметного финансирования к проектному этих учреждений означает, что бюджет будет финансировать определенные про­екты в рамках социального муни­ципального заказа.
    С. ПОРХУН: Подчеркну еще раз, поскольку считаю этот момент очень важным. Есть разграниче­ния федеральных полномочий краевых и местных.
     Сегодня по 131-му закону о местном самоуправлении муни­ципалитет должен финансировать только то, что входит в полномочия органов местного самоуправления.
     А вообще я считаю, и тут мы с Михаилом думаем одинаково, что местной власти надо менять подход к управлению. Сделать его более эффективным.
     Есть новые механизмы и новые решения муниципального регу­лирования экономики. Задача местной власти сегодня - создать условия для нормального и ком­фортного проживания горожан.
У городского округа из 37 пол­номочий больше 20-ти начинают­ся со слов «создание условий». Например, «создание условий для развития физической куль­туры и массового спорта или условий для организации досуга и обеспечения услугами органи­заций культуры».
     Что это такое? У нас есть спор­тивные объекты, учреждения культуры, которые содержит муниципалитет, «коммуналка», ремонт. То есть условия для их работы созданы. В этом и есть за­дача власти.  
     Другой вопрос - как сами культура и спорт должны заниматься этими вопросами. Есть два варианта - «повесить» все на местный бюджет. Но в бюджете нет денег. А можно «попасть» в программы под развитие куль­туры, которые финансируются из краевого или федерального бюджетов. При грамотном уп­равлении и ясных целях и спорт может приносить прибыль. К тому же спорт в Арсеньеве - не только форма досуга, но и имиджевый потенциал территории, постоянно завоевывающей призовые места на краевом, федеральном и даже международном уровнях.
    Или ЖКХ. Да, согласен с Ми­хаилом, муниципалитет сегодня должен уйти из этой сферы. Пото­му что жильцы работают с управ­ляющими или обслуживающими компаниями напрямую. Им платят за услуги. А тот, кто платит, дол­жен получить соответствующую услугу, которая регламентируется нормативно-правовыми актами, то есть правилами, которые ус­танавливают органы местного самоуправления, - вот задача власти.
      Если же мы в бюджет забьем средства на выполнение пол­номочий, не предусмотренных законом, это будет нарушением бюджетного законодательства. К примеру, содержание домов при­юта - это не полномочия местной власти. Это краевая власть долж­на делать. Потому что край за это получает федеральные деньги. Но если мы по своей сердобольности будем содержать приют - с чисто юридической стороны это будет нецелевое использование бюд­жетных средств, прокуратура нас поправит. Или суд.
     - Но это же социальные проб­лемы? Слово «нецелевое» к ним как-то не подходит.
    С. ПОРХУН: Мы не говорим, что их не надо решать. Многие существующие сегодня в Ар­сеньеве социальные проблемы искусственны, они возникли из-за старого, номенклатурного подхо­да к управлению городом. Нужно изменить менталитет как власти,
так и обществу и бизнесу.
    Я уже три года работаю в городской Думе и все больше убеждаюсь, что нужно делать не только то, что приносит быструю прибыль. Даже при дефицитном бюджете город не может быть банкротом, потому что его капитал не только в финансовых потоках, но и в людях, в возможности благодаря этому динамично развиваться.
     Многого можно добиться без особых затрат, за счет верных уп­равленческих решений. Понима­ние этого мне лично дает как опыт работы в Думе, так и мой опыт хозяйственника и руководителя.
    На сегодня в Арсеньеве есть устойчивый рынок, сложившаяся инфраструктура, здесь выгодно работать всем, нужно только что­бы на этот рынок вышла админист­рация города. Причем вышла как понятная и прозрачная структура, занимающаяся координацией всех моментов в интересах всех горожан.
     М. СОБОЛЕВ: Тут я с тобой согласен. Муниципалитету нужно создавать отраслевые рынки, работать на конечный результат. 
    Механизм местной власти - пока неповоротливый, его следует сделать более мобильным в рамках административной реформы.
    С. ПОРХУН: Местное самоуп­равление, и это касается не только Арсеньева, до сих пор живет и работает по старым технологиям. 
    Фактически оно действует в своем кругу, не используя рыночные и общественные ресурсы.
     Да, какая-то работа идет, но нет пока желаемого эффекта, может, потому, что нет четких целей, фактически работа делается, на мой взгляд, для процесса, а не для результата.
     Власть, во всяком случае ее первые руководители, мне кажет­ся, должна четко понимать, что и для чего делается, как и какой ре­зультат нужно получить. Причем, когда я говорю «власть», то имею в виду слаженную работу городской администрации и Думы. Конечно, можно просидеть, например, в депутатах и, образно говоря, «поднимать руку», а можно дейст­вовать и добиваться конкретных результатов только благодаря личным усилиям.
   - Насколько я знаю, лично у вас здесь есть определенные успехи?
    С. ПОРХУН: Ну, если для справ­ки. Вот, к примеру, не без моей помощи на базе школы №9 была создана программа «За нами будущее Арсеньева!» Я взялся за этот проект потому, что убежден - менталитет, мышление общества можно поменять в первую очередь с помощью образовательных про­грамм. И в такие проекты нужно вкладывать инвестиции, потому что от них будет отдача.
      Это и есть смена менталитета - человек учится принимать реше­ния и начинает понимать, к какому результату ему стремиться. Тогда и заводы оживятся, и сфера образо­вания сориентируется на реальные запросы города, и коммерческий сектор поймет, как в этих услови­ях эффективно и взаимополезно работать на арсеньевцев.
Подготовила Евгения КОРСАКОВА.
 
     Опубликовано: Газета «Бизнес-Арс» №3 (670) от 18-24 января 2007 г.

 

Новости
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...
02.04.2023
Тестирование новой услуги «Идея дня на WhatsApp» ...