. В Петербурге придумали «фришки» — корпоративную электронную валюту | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

В Петербурге придумали «фришки» — корпоративную электронную валюту

 Рубрика «Бизнес-опыт»

 
В Петербурге придумали «фришки» — корпоративную электронную валюту
 
Чего только не придумывают российские работодатели, чтобы убедить сотрудников обмениваться знаниями и опытом
 
© Елена Горелова
© Vedomosti.ru
 
 Самооценка по компетенциям
Еще в 90-х гг. компания BP разработала энциклопедию сотрудников для внутреннего пользования. Она была похожа на профиль в социальной сети, рассказывает Мариничева. Кроме графы «Что я умею делать лучше всего», в которой человек рассказывал о своих компетенциях, там была информация об увлечениях. Те, кто выращивает орхидеи или занимается велоспортом, могли найти друг друга в большой компании.
Эта публикация основана на статье «Помоги мне за спасибо» из газеты «Ведомости» от 26.06.2014, №113 (3617).
 
Однажды на машину Алексея Чайкина на корпоративной стоянке свалился металлический забор, который в одиночку он ни за что бы не поднял, рассказал сам Чайкин, заместитель HR-директора петербургской компании i-Free. Пришлось обратиться за помощью к коллеге, случайно оказавшемуся рядом, которого раньше Чайкин совсем не знал. Тот помог ему. Сразу после этого Чайкин отблагодарил нового знакомого: с помощью специальной системы начислил ему 10 баллов, или «фришек» — так называется корпоративная валюта в i-Free.
 
Отзывчивые миллионеры
Средний возраст сотрудников в i-Free, которая занимается разработкой мобильных приложений и сервисов, — 28 лет. В восьми офисах компании (в Санкт-Петербурге, Москве, на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Индии и Китае) работают 546 человек.
Здесь давно уже фокусируются на том, чтобы люди дружили и помогали друг другу в рабочих и нерабочих ситуациях, рассказал Чайкин. Систему фришек придумали еще в 2006 г. Самый верный способ разбогатеть в этой валюте — чаще помогать коллегам по работе, делиться полезной информацией, просто улыбаться и говорить комплименты. Каждому сотруднику раз в месяц поступает на счет 10 фришек, которые он должен начислить коллегам в благодарность за помощь и советы.
Здесь эту систему называют нематериальной мотивацией. Но на самом деле местную валюту можно тратить в корпоративном магазине. За фришки здесь продаются пледы, зонты, компьютерные гаджеты, футболки и другие полезные в быту вещи. Иногда в магазин поступают и более ценные товары — горные велосипеды, iPad, Xbox, роботы-пылесосы и даже авиабилеты в европейские страны. Правда, и стоят они недешево.
Например, велосипед — 999 фришек, но уже нескольким сотрудникам удалось его приобрести. Есть в компании и свой миллионер — Алексей Шонин, руководитель одной из технических служб. «Он очень харизматичный и отзывчивый человек, к нему многие обращаются за помощью, и он активно на эти запросы реагирует», — объясняет Чайкин. Шонин накопил уже 1300 фришек, но предпочитает их не тратить.
Никаких механизмов защиты от приписок и мошенничества в компании специально не внедряют, рассказал Чайкин. Дело в том, что одна из основных ценностей в компании — доверие. Работодатель верит сотрудникам, они верят компании. Никаких наказаний за приписки или ошибки при подсчете благодарностей не предусмотрено. Если же все-таки найдутся сотрудники, которые допускают нечестность по отношению к коллегам, то им должно быть стыдно, говорит Чайкин.
 
«Спасибо» стоит 10 руб.
Именно такую сумму за каждую зарегистрированную благодарность со стороны сотрудников и коллег платили в другой российской компании — IQ Men (занимается разработкой IT-продуктов для автоматизации бизнес-процессов, мониторингом и аналитической информацией). Несколько лет назад здесь создали корпоративную социальную сеть, в которой сотрудники могли знакомиться и общаться. Поначалу там было слишком много разговоров на посторонние темы и эмоций, рассказывает Сергей Шумский, председатель совета директоров IQ Men. Чтобы навести порядок, он ввел два правила общения в сети.
Первое — обсуждать идеи, как усовершенствовать продукт, который производит компания, а не то, как вы провели отпуск, объясняет Шумский.
Второе правило: писать «спасибо» всем, кто как-то помог по работе — советом, экспертным мнением или идеями.
В конце месяца все сказанные «спасибо» в адрес каждого сотрудника подсчитывали. Когда это правило только ввели, люди не знали, что их благодарность превратится в премию. Но даже когда объявили тариф — 10 руб. за «спасибо», — все продолжали благодарить друг друга искренне и по делу, замечает Шумский: «Никаких накруток и приписок не было». Эта система отлично мотивировала людей обмениваться знаниями. Она просуществовала несколько лет и ушла вместе с Шумским, когда он отошел от оперативного управления.
 
Генератор случайных обедов
Никакого обмена знаниями не получится, если сотрудники плохо знакомы друг с другом. Внутри отделов в i-Free удалось сколотить команды, но люди из соседних отделов были не знакомы. И получалось, что гейм-дизайнеры или инженеры по тестированию из разных служб изобретали один и тот же велосипед и наступали на одни и те же грабли, рассказывает Чайкин.
И тогда их решили перезнакомить. Для этого в течение 2013 г. устраивались обеды, участников которых выбирал робот методом случайного подбора. Приглашали 20 человек, как правило, все они оказывались из разных отделов, — и рядовые сотрудники, и руководители. Обеды проходили в ресторане недалеко от офиса. Такой способ знакомства не стоил компании дорого, поскольку это были бизнес-ланчи, но эффект оказался ощутимым. После неформальной встречи сотрудники начали устраивать деловые встречи, делиться опытом и информацией, замечает Чайкин.
 
Рассекреченное досье
Повторяющиеся действия и похожий опыт — это как раз те знания, которыми хорошо бы делиться и обмениваться, говорит Мария Мариничева, коуч и эксперт по управлению знаниями. Она рассказывает, что консультировала компанию, крупного сотового оператора: в их корпоративном университете было 200 тренеров, работающих в разных регионах. «Они говорили, что эффективность их работы повысилась бы, если бы они знали своих коллег в лицо, — замечет Мариничева. — У многих из них накопились вопросы, на которые могли ответить коллеги, и у каждого имелись идеи, которым они готовы были делиться». Чтобы объединить тренеров, консультант порекомендовала создать «Энциклопедию в лицах» с профилями всех 200 специалистов.
В начале 2014 г. в компании i-Free у каждого технического специалиста появился личный профиль на внутреннем информационном портале, где он сам может отмечать свои компетенции — в чем он силен, какими языками и технологиями владеет. В результате любой сотрудник, даже новичок, знает, с каким вопросом к кому подойти. Это тоже работает на обмен знаниями — он упрощается. «Если тебе нужна экспертиза внутри компании, например, человека, который силен в языке Java, легко можно найти такого специалиста, а воспользовавшись его советом, отблагодарить теми же фришками», — говорит Чайкин.
Источник: http://www.vedomosti.ru/career/news/28191241/pomogi-mne-za-spasibo?utm_source=mail-ru&utm_medium=news&utm_campaign=free&utm_content=link
Новости
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...
02.04.2023
Тестирование новой услуги «Идея дня на WhatsApp» ...