. Пять задач рекламы | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Пять задач рекламы

Раздел «Шпаргалка рекламодателю»

 

Пять задач рекламы

 

© Михаил Соболев, директор ООО «Консалтинговая компания «Сфинкс», 2009 www.sphinx.su

 

Вопрос в редакцию.

Какие задачи выполняет реклама?

 

«Реклама - любая оплачиваемая форма неличного представления и продвижения идей, товаров, услуг» [1].

Существует множество подходов к классификации видов и способов рекламы, но остается главный вопрос: «Когда применять тот или иной вид рекламы? Какими критериями руководствоваться?».

В бизнесе (как и в жизни) первичным является цель.

Контрольный вопрос: «Чего я хочу добиться?»

Ответ на этот вопрос позволяет выделить 5 основных задач рекламы [2, с.11]:

- позиционирование;

- возвышение имиджа;

- отстройка от конкурентов;

- контрреклама;

- антиреклама.

Точное определение задачи позволяет выбрать оптимальную эффективную стратегию или тактику достижения результата. Ошибочное мнение большинства руководителей заключается в том, что выбирается 1 или 2 инструмента, так называемых «рекламных ходов». Как показывает практика, все эффективные рекламные кампании построены на сочетании (комбинации) множества рекламных ходов. И наоборот. Использование 1-2 рекламных ходов часто оказывается бесполезной тратой денег.

Стремление к экономии рекламных бюджетов - это разумный шаг любого руководителя, особенно в условиях кризиса. Однако, для победы в конкурентной борьбе, завоевании новых клиентов необходимо использовать рекламные технологии.

Для разных компаний и для разных товаров/услуг должны ставиться отличные друг от друга рекламные задачи.

Если компания давно работает на рынке, но выпускает товар-новинку, нет гарантии того, что потребители воспользуются им вообще. Сыр «Светлый» и глазированный сырок «Светлый» имеют свою целевую группу (своих потребителей) и использовать нужно разные инструменты.

Первая задача, которая должна ставиться перед вновь созданной фирмой или выпуском нового товара - это позиционирование.

Позиционирование - это узнавание потребителем товара, услуги, организации. Узнавание возникает через привыкание (частое упоминание или неизбежное рассмотрение). Именно поэтому так раздражает реклама во время телепередач. «Достали эти чипсы «Ч..», - думает раздраженный зритель, точно запоминая название. Хорошо это или плохо - отдельный вопрос. Главная задача - узнавание - выполнена.

Поэтому, если компания выпустила новые макароны или пельмени, то их просто могут не замечать. В условиях избытка видов и сортов потребитель обычно выбирает то, что ему уже знакомо (!).

Вторая (основная) задача рекламы - возвышение имиджа объекта рекламы.

Объекты рекламы это не только товары и услуги, но и люди, организации, мировоззрения, учения и взгляды.

Что значит «возвышение имиджа»?

Это создание в сознании потребителя устойчивого образа, который вызывает положительные ассоциации. Это сложно. Одним инструментом этого не сделаешь. «Волшебников» - рекламистов, обещающих сделать это мгновенно, нужно гнать в шею. Потому что человек очень консервативен и ему нужно время чтобы изменить свои привычки, взгляды, вкусы. Это если человек хочет измениться, а если не хочет, то что делать?

Профессиональные рекламисты используют много инструментов: исследование стереотипов, изучение потоков и ресурсов, тестирование прототипов и т.д. Цель этих инструментов - понять, что думает и как относится к объекту рекламы потенциальный покупатель. И только поняв это, можно разрабатывать рекламные ходы.

PR-профи никогда не предлагает набор различных инструментов. «А давайте сделаем баннер? Или может сделаем статью о фирме?», - так обычно говорят «любители от рекламы», но не профессионалы. Каждый товар и услуга - уникальны, у них свои свойства, за которые их покупают или не покупают.

Цель рекламиста при решении задачи «возвышение имиджа» - точно определить, что видит (чувствует, воспринимает) на самом деле потребитель и предложить объект рекламы в понятном для потребителя формате, так чтобы они совершали покупку (или отдали свой голос в поддержку).

Третья задача - отстройка от конкурентов.

Конкуренция - основа рыночных отношений. Если вы продаете компьютеры, то где-то есть ваши конкуренты (или они скоро появятся). Конкуренты - это ограничение ваших рынков сбыта.

В задачи рекламиста на этом этапе входит: подробное (!) ознакомление с продукцией заказчика и его конкурентов, поиск сходств и различий в продукции, поиск сильных и слабых сторон в характеристиках, разработка рекламных слоганов, речевых модулей, рекламных акций, создание псевдоценностей и многое другое.

Примеры слоганов на этом этапе:

«Все входящие - бесплатно», «Два товара - по цене одного», «Голосуй или проиграешь!»  и т.д.

Цель всех этих шагов - отвлечь внимание потребителя от товаров и услуг конкурента (и их характеристик), переключить внимание на продукцию заказчика, удержать внимание, побудить к покупке.

Четвертая задача - контрреклама.

Необходимость в контррекламе возникает не часто. Основные причины появления негативного настроения потребителей к продукции: это нарушение технологии, ухудшение качества, дезинформация или диверсия со стороны недоброжелателей (и/или конкурентов). Без причин не возникает негативного отношения.

Цели рекламиста на этом этапе: выяснить истинные причины недовольства потребителей, определить «слабое звено» в характеристиках продукции, разработать комплекс мер по защите слабых мест, разработать новый образ продукции и т.д.

Контрреклама - это шаги, осуществляемые руководством и персоналом компании по восстановлению подпорченного имиджа (образа) продукции или самой компании. Это - комплекс мер. В зависимости от ситуации может содержать от 10 до 50 рекламных ходов. И чем быстрее будут привлечены специалисты, тем больше шансов восстановить репутацию и доходы фирмы. Отсутствие или проблемы со сбытом могут привести к дефициту оборотных средств и банкротству предприятий. Это, кстати, что используется при рейдерских атаках на предприятие.

Пятая задача - антиреклама.

 Согласно действующего законодательства - антиреклама запрещена (кроме политических кампаний).

Это значит, что если компания скажет в СМИ: «Продукция фирмы «Г» - полная профанация», то фирма «Г» легко докажет в суде, что стало объектом антирекламы и возместит свои моральные и материальные убытки за счет обидчика.

Поэтому существует набор приемов и правил антирекламы, которые находят «лазейки» и «обходные пути» в законодательстве.

Примеры.

- распространение слухов о чем-либо или о ком-либо;

- расклеивание фотографий кандидатов на лобовые стёкла автомобилей;

- использование иносказательных образов, легко понимаемых потребителем.

Существует группа рекламистов, специализирующихся на так называемом «черном пи-аре». Их называют по-разному: «информационные киллеры», «чернушники» и т.д.

Любой человек, любая организация и ее продукция может стать объектом антирекламы.

Задача рекламиста в этом случае - определить угрозу имиджа и выстроить контррекламную стратегию.

Обобщая сказанное выше, необходимо отметить, что цели и задачи рекламы бывают разные. Смешивание задач и инструментов рекламы приводит либо к нулевым результатам, либо к прямо противоположному. Анализ рекламных объявлений компаний позволяет увидеть очевидные ошибки, связанных с непониманием задач, которые нужно решать.

Стандартная цепочка задач, стоящая перед рекламистом:

- позиционирование;

- позиционирование - возвышение имиджа;

- возвышение имиджа - отстройка от конкурентов;

- отстройка от конкурентов.

Очень редко, когда Заказчик ставит целью пройти от позиционирования до отстройки от конкурентов. И еще реже, когда требуется комплекс контррекламных мероприятий.

Критерий увеличения количества задач рекламистам - повышение уровня конкуренции. Чем выше уровень конкуренции в отрасли, городе, регионе, тем больше задач (и заказов) у рекламистов.

Только появившаяся конкуренция или победа в конкурентной борьбе может заставить руководителей увеличивать рекламные бюджеты и ставить цели и задачи специалистам рекламного рынка.

  

Источники:

1. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер с англ./ Общ ред. и вступ.ст. Е.М. Пеньковой. - М.: Прогресс, 1990. - 736с.

2. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. Часть 1, СПб, издательство ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995 г., 228 с.

 

 

Новости
25.04.2024
Выход новой книги «Капитализатор прибыли, или 10 секретов Монетизатора» ...
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...