.
Вход в систему |
Пять задач рекламыРаздел «Шпаргалка рекламодателю» Пять задач рекламы © Михаил Соболев, директор ООО «Консалтинговая компания «Сфинкс», 2009 www.sphinx.su Вопрос в редакцию. Какие задачи выполняет реклама? «Реклама - любая оплачиваемая форма неличного представления и продвижения идей, товаров, услуг» [1]. Существует множество подходов к классификации видов и способов рекламы, но остается главный вопрос: «Когда применять тот или иной вид рекламы? Какими критериями руководствоваться?». В бизнесе (как и в жизни) первичным является цель. Контрольный вопрос: «Чего я хочу добиться?» Ответ на этот вопрос позволяет выделить 5 основных задач рекламы [2, с.11]: - позиционирование; - возвышение имиджа; - отстройка от конкурентов; - контрреклама; - антиреклама. Точное определение задачи позволяет выбрать оптимальную эффективную стратегию или тактику достижения результата. Ошибочное мнение большинства руководителей заключается в том, что выбирается 1 или 2 инструмента, так называемых «рекламных ходов». Как показывает практика, все эффективные рекламные кампании построены на сочетании (комбинации) множества рекламных ходов. И наоборот. Использование 1-2 рекламных ходов часто оказывается бесполезной тратой денег. Стремление к экономии рекламных бюджетов - это разумный шаг любого руководителя, особенно в условиях кризиса. Однако, для победы в конкурентной борьбе, завоевании новых клиентов необходимо использовать рекламные технологии. Для разных компаний и для разных товаров/услуг должны ставиться отличные друг от друга рекламные задачи. Если компания давно работает на рынке, но выпускает товар-новинку, нет гарантии того, что потребители воспользуются им вообще. Сыр «Светлый» и глазированный сырок «Светлый» имеют свою целевую группу (своих потребителей) и использовать нужно разные инструменты. Первая задача, которая должна ставиться перед вновь созданной фирмой или выпуском нового товара - это позиционирование. Позиционирование - это узнавание потребителем товара, услуги, организации. Узнавание возникает через привыкание (частое упоминание или неизбежное рассмотрение). Именно поэтому так раздражает реклама во время телепередач. «Достали эти чипсы «Ч..», - думает раздраженный зритель, точно запоминая название. Хорошо это или плохо - отдельный вопрос. Главная задача - узнавание - выполнена. Поэтому, если компания выпустила новые макароны или пельмени, то их просто могут не замечать. В условиях избытка видов и сортов потребитель обычно выбирает то, что ему уже знакомо (!). Вторая (основная) задача рекламы - возвышение имиджа объекта рекламы. Объекты рекламы это не только товары и услуги, но и люди, организации, мировоззрения, учения и взгляды. Что значит «возвышение имиджа»? Это создание в сознании потребителя устойчивого образа, который вызывает положительные ассоциации. Это сложно. Одним инструментом этого не сделаешь. «Волшебников» - рекламистов, обещающих сделать это мгновенно, нужно гнать в шею. Потому что человек очень консервативен и ему нужно время чтобы изменить свои привычки, взгляды, вкусы. Это если человек хочет измениться, а если не хочет, то что делать? Профессиональные рекламисты используют много инструментов: исследование стереотипов, изучение потоков и ресурсов, тестирование прототипов и т.д. Цель этих инструментов - понять, что думает и как относится к объекту рекламы потенциальный покупатель. И только поняв это, можно разрабатывать рекламные ходы. PR-профи никогда не предлагает набор различных инструментов. «А давайте сделаем баннер? Или может сделаем статью о фирме?», - так обычно говорят «любители от рекламы», но не профессионалы. Каждый товар и услуга - уникальны, у них свои свойства, за которые их покупают или не покупают. Цель рекламиста при решении задачи «возвышение имиджа» - точно определить, что видит (чувствует, воспринимает) на самом деле потребитель и предложить объект рекламы в понятном для потребителя формате, так чтобы они совершали покупку (или отдали свой голос в поддержку). Третья задача - отстройка от конкурентов. Конкуренция - основа рыночных отношений. Если вы продаете компьютеры, то где-то есть ваши конкуренты (или они скоро появятся). Конкуренты - это ограничение ваших рынков сбыта. В задачи рекламиста на этом этапе входит: подробное (!) ознакомление с продукцией заказчика и его конкурентов, поиск сходств и различий в продукции, поиск сильных и слабых сторон в характеристиках, разработка рекламных слоганов, речевых модулей, рекламных акций, создание псевдоценностей и многое другое. Примеры слоганов на этом этапе: «Все входящие - бесплатно», «Два товара - по цене одного», «Голосуй или проиграешь!» и т.д. Цель всех этих шагов - отвлечь внимание потребителя от товаров и услуг конкурента (и их характеристик), переключить внимание на продукцию заказчика, удержать внимание, побудить к покупке. Четвертая задача - контрреклама. Необходимость в контррекламе возникает не часто. Основные причины появления негативного настроения потребителей к продукции: это нарушение технологии, ухудшение качества, дезинформация или диверсия со стороны недоброжелателей (и/или конкурентов). Без причин не возникает негативного отношения. Цели рекламиста на этом этапе: выяснить истинные причины недовольства потребителей, определить «слабое звено» в характеристиках продукции, разработать комплекс мер по защите слабых мест, разработать новый образ продукции и т.д. Контрреклама - это шаги, осуществляемые руководством и персоналом компании по восстановлению подпорченного имиджа (образа) продукции или самой компании. Это - комплекс мер. В зависимости от ситуации может содержать от 10 до 50 рекламных ходов. И чем быстрее будут привлечены специалисты, тем больше шансов восстановить репутацию и доходы фирмы. Отсутствие или проблемы со сбытом могут привести к дефициту оборотных средств и банкротству предприятий. Это, кстати, что используется при рейдерских атаках на предприятие. Пятая задача - антиреклама. Согласно действующего законодательства - антиреклама запрещена (кроме политических кампаний). Это значит, что если компания скажет в СМИ: «Продукция фирмы «Г» - полная профанация», то фирма «Г» легко докажет в суде, что стало объектом антирекламы и возместит свои моральные и материальные убытки за счет обидчика. Поэтому существует набор приемов и правил антирекламы, которые находят «лазейки» и «обходные пути» в законодательстве. Примеры. - распространение слухов о чем-либо или о ком-либо; - расклеивание фотографий кандидатов на лобовые стёкла автомобилей; - использование иносказательных образов, легко понимаемых потребителем. Существует группа рекламистов, специализирующихся на так называемом «черном пи-аре». Их называют по-разному: «информационные киллеры», «чернушники» и т.д. Любой человек, любая организация и ее продукция может стать объектом антирекламы. Задача рекламиста в этом случае - определить угрозу имиджа и выстроить контррекламную стратегию. Обобщая сказанное выше, необходимо отметить, что цели и задачи рекламы бывают разные. Смешивание задач и инструментов рекламы приводит либо к нулевым результатам, либо к прямо противоположному. Анализ рекламных объявлений компаний позволяет увидеть очевидные ошибки, связанных с непониманием задач, которые нужно решать. Стандартная цепочка задач, стоящая перед рекламистом: - позиционирование; - позиционирование - возвышение имиджа; - возвышение имиджа - отстройка от конкурентов; - отстройка от конкурентов. Очень редко, когда Заказчик ставит целью пройти от позиционирования до отстройки от конкурентов. И еще реже, когда требуется комплекс контррекламных мероприятий. Критерий увеличения количества задач рекламистам - повышение уровня конкуренции. Чем выше уровень конкуренции в отрасли, городе, регионе, тем больше задач (и заказов) у рекламистов. Только появившаяся конкуренция или победа в конкурентной борьбе может заставить руководителей увеличивать рекламные бюджеты и ставить цели и задачи специалистам рекламного рынка. Источники: 1. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер с англ./ Общ ред. и вступ.ст. Е.М. Пеньковой. - М.: Прогресс, 1990. - 736с. 2. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. Часть 1, СПб, издательство ТОО «ТРИЗ-ШАНС»,
|
Новости
20.11.2023 Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ... 25.09.2023 Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ... 25.08.2023 Монетизатор бизнеса новая услуга компании ... 08.08.2023 Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ... 03.07.2023 ТОП коуч сессий компании ... 07.06.2023 Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ... 30.04.2023 Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ... 02.04.2023 Тестирование новой услуги «Идея дня на WhatsApp» ... 18.01.2023 Тестируется разработка «Тренажёр продуктивности» ... 20.06.2022 Вышел сборник рассказов «Будь эффективен! // Жажда жизни с гарантией» ... |