Развитие малого и среднего бизнеса в Дальневосточном Федеральном округе в 2004 - 2007 годах
Дальневосточный федеральный округ - это 6 215,9 тысячи квадратных километров (36,4% территории России).
Население округа 7 065,9 тысячи человек (4,9 % населения России).
Центр Дальнего Востока - город Хабаровск.
Основные направления экономики: горнодобывающая, золотодобывающая, рыбная и лесная промышленность, цветная металлургия и судостроение.
Дальневосточный федеральный округ - это 9 регионов: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатский край, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.
Дальний Восток - это регион с богатейшими запасами природных ресурсов - почти вся таблица Менделеева, с уникальной флорой и фауной. В Республике Саха (Якутия) добываются золото, алмазы. Сахалинские шельфы богаты нефтью и газом, море - рыбой.
Природные богатства позволяют успешно развивать электроэнергетику, топливную, горнодобывающую промышленность, цветную металлургию. Даже сельское хозяйство - в Амурской области производится две трети всех посевов зерновых округа и 50 % сои.
Но, несмотря на все это богатство, на Дальнем Востоке мало дорог, слабо развита инфраструктура, а налоговые и другие выплаты в консолидированный бюджет России составляют около 4,5 %.
Наш регион обладает богатейшим минерально-сырьевым потенциалом, освоение которого определяет развитие важнейших отраслей: электроэнергетики, топливной, горнодобывающей промышленности, цветной металлургии.
Дальний Восток - это еще и богатейшая лесная территория, представленная такими породами, как лиственница, береза, ель, сосна.
Лесная и деревообрабатывающая промышленности Приморья, Хабаровского края и Амурской области занимают значительный удельный вес в общероссийском экспорте древесины, производстве пиломатериалов, древесноволокнистых плит. Здесь создано производство мебели. Обилие целебных ягод и трав активно используется в фармакологии. Дальневосточный федеральный округ обладает уникальными природным комплексом.
Директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России - Андрей Шаров (речь)
В 2008 году Правительство Российской Федерации планирует внести в Государственную Думу ряд столь ожидаемых малым и средним бизнесом изменений в законодательство. Уже в этом году принят закон о развитии малого и среднего предпринимательства, который должен вступить в силу с 1 января 2008 года.
Важность данного документа состоит в том, что это закон прямого действия. Впервые органы местного самоуправления наделены полномочиями по вопросам поддержки и развития малого бизнеса. То есть региональными бюджетами должна быть предусмотрена статья расходов на финансирование малого предпринимательства, а в специализированных программах определены конкретные мероприятия. Теперь деятельность местных администраций будет оцениваться с учетом их вклада в развитие малого бизнеса. Кроме того, данным законом введены новые критерии малого бизнеса, и теперь круг предприятий, которые могут получить поддержку со стороны государства, значительно расширен. Принятым федеральным законом установлены формы и виды поддержки малого бизнеса. Введена норма о равном доступе предпринимателей к бюджетным ресурсам без конкурсного отбора. И эти правила едины на всей территории России.
Согласно федеральной программе по поддержке малого предпринимательства в 2008 году предполагается поддержка создания технопарков в регионах. Единственное условие - разместить там малые и средние компании. Кроме того, мы надеемся, что будет реализована программа по созданию фондов прямых инвестиций. Речь идет о финансировании проектов до 100 млн. руб., начиная от сельхозпереработки и заканчивая созданием небольшой мастерской. Такие фонды будут формироваться по типу венчурных, которыми также станут управлять частные компании. Таким образом, в 2008 году Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации объявит конкурс среди регионов, желающих реализовать данную программу.
Задача Минэкономразвития России состоит в том, чтобы федеральными деньгами субсидировать наиболее эффективные проекты в регионах. Это создание бизнес-инкубаторов (сейчас государство финансирует 120 бизнес-инкубаторов) и венчурных фондов (к 2010 году их должно стать около 500), поддержка региональных программ, экспорта и кооперативов.
Малый бизнес является одним из базовых компонентов развития всей экономики. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы его деятельность развивалась.
Предпринимательство сегодня и завтра
В настоящее время одним из важнейших условий обеспечения устойчивого экономического роста в Приморском крае, подтвержденного многолетним мировым опытом, является развитие малого и среднего бизнеса - наиболее мобильного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны.
За годы реформ в России именно малый бизнес был постоянно растущим сектором экономики. Продукция и услуги, производимые на малых и средних предприятиях, позволили насытить рынок конкурентоспособной продукцией, создать новые рабочие места и заложить основы формирования современного общества. Поэтому столь велико внимание власти к состоянию и перспективам развития бизнеса, в том числе малого и среднего, как генератора развития экономики Приморского края и всего Дальневосточного федерального округа.
Малый бизнес с каждым годом играет всё более значительную роль в экономическом и социальном развитии Приморского края и всего Дальневосточного региона.
В период с 2004 по 2006 годы наблюдается положительная динамика развития малого предпринимательства по основным показателям развития.
Количество зарегистрированных малых предприятий в Дальневосточном Федеральном округе в период с 2004 по 2006 годы увеличилось на 35% и в первом полугодии 2007 года составило 52 302 предприятия.
В разрезе субъектов Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе с 2004 по 2006 годы и первом полугодии 2007 года наибольшее число малых предприятий приходилось на Приморский и Хабаровский края 42-47% и 18-24% от общего количества малых предприятий в Дальневосточном Федеральном округе.
В Амурской области в данном периоде зарегистрировано 7,0-9,9% от общего количества малых предприятий в Дальневосточном Федеральном округе, Республике Саха (Якутия) 6,7-5,5%, Камчатской области 4,6-5,6%.
Одним из важных показателей развития предпринимательства является показатель «плотности» малых предприятий в субъектах Российской Федерации (в расчете на 100 тыс. чел. населения).
«Плотность» малых предприятий в Дальневосточном федеральном округе по состоянию на 1 июля 2007 года достигла 801,8 единиц, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 137 единиц.
Изменение динамики «плотности» малых предприятий в основном обусловлено общей благоприятной макроэкономической ситуацией и мерами, принятыми Правительством Российской Федерации в 2002-2004 годах:
- упрощением процедуры регистрации юридических лиц с использованием принципа «одного окна»;
- введением специальных налоговых режимов;
- установлением 3-летнего моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении созданных малых предприятий.
Малый бизнес характеризуется небольшой численностью работников, занятых на одном предприятии.
В первом полугодии 2007 года средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей) на малых предприятиях в целом по Дальневосточному федеральному округу выросла по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 2,8% и составила 8,9 тыс. человек.
Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по Дальневосточному федеральному округу в течение последних трех лет увеличилась с 303,9 тыс. человек в 2004 году до 321,6 тыс. человек в 2006 году и в первом полугодии 2007 года составила 324,8 тыс. человек.
Доля работников малых предприятий в общей численности занятых в Дальневосточном федеральном округе увеличилась с 8,9% в 2004 году до 12,7% в первом полугодии 2007 года.
По выпуску ряда важнейших видов промышленной продукции малые организации лидируют над крупными и средними.
Более половины изделий массового спроса: дверных и оконных блоков, мебели, колбасных изделий и мясных полуфабрикатов, плодовоовощных консервов, минеральных вод, макаронных изделий, электробытовой техники произведены субъектами малого предпринимательства.
В 2004 году выпуск товаров (работ, услуг) малых предприятий составил 107,9 млрд. руб. Наибольшего роста данный показатель в 2004 году достиг в Еврейской автономной области (увеличился в 2,2 раза) и Чукотском автономном округе (вырос в 2 раза).
С первого квартала 2005 года Федеральная служба государственной статистики перешла от учета объемов производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях к учету объемов оборота малых предприятий.
В 2005-2006 годах прирост оборота малых предприятий отмечался в 9 регионах Дальневосточного Федерального округа из 10.
В январе-июне 2007 года оборот малых предприятий Дальневосточного Федерального округа составил 204,1 млрд. рублей или 25,7 % от оборота организаций Дальневосточного Федерального округа. По сравнению с аналогичным периодом 2006 года оборот малых предприятий Дальневосточного Федерального округа вы рос на 42,3 %.
При этом рост в целом по округу сопровождался ростом во всех субъектах Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. Наиболее значительное увеличение оборота малых предприятий произошло в Хабаровском крае (78,3%).
Значительно вырос объем инвестиций в основной капитал малых предприятий, направленный на обновление своих основных фондов.
В первом полугодии 2007 года инвестиции в основной капитал малых предприятий Дальневосточного федерального округа составили 3811,9 млн. рублей, что на 1653,5 млн. рублей (на 76,6%) больше, чем в аналогичном периоде 2006 года. По инвестициям в основной капитал малых предприятий в первом полугодии 2007 года 1-е место занимает Приморский край -1323,7 млн. рублей (или 34,7% от инвестиций в основной капитал малых предприятий Дальневосточного федерального округа); 2-е место Хабаровский край -852,3 млн. рублей (22,4%).
Малое предпринимательство в Дальневосточном федеральном округе охватывает практически все виды экономической деятельности, способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, является частью налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.
Положительные тенденции в динамике развития малого предпринимательства Дальневосточного федерального округа (увеличение числа и «плотности» малых предприятий) способствовали тому, что в 2006 году Дальневосточный федеральный округ занял 3 место среди федеральных округов России по количеству малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения (679,5) после Северо-Западного (1183,5) и Центрального (940,5) федеральных округов.
Участие малых предприятий в исполнении государственного заказа и реализации инвестиционных программ также дает свои положительные результаты.
Лидирующие позиции в Дальневосточном Федеральном округе по обороту малых предприятий в первом полугодии 2007 года занял Приморский край - 77 млрд. рублей (или 37,7% от оборота малых предприятий в Дальневосточном Федеральном округе) и Хабаровский край - 59,5 млрд. рублей (29%).
В общем объеме инвестиций в экономику Дальневосточного Федерального округа доля инвестиций в основной капитал малых предприятий Дальневосточного Федерального округа в 1 полугодии 2007 года составила 3,1%.
Лучшие показатели инвестиций в малый бизнес в общем объеме инвестиций субъектов Дальневосточного Федерального округа отмечались в Корякском автономном округе и Камчатской области по 22,2 и 21,8% соответственно), а также в Приморском крае - 11,3%, Хабаровском крае - 4,6%, Амурской области - 4,3%, Магаданской области - 4,2%.
С 01 января 2008 года вступает в силу Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
В соответствии с данным законом развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации осуществляется посредством формирования и реализации государственной политики как составной части социально-экономической политики государства и совокупности мер, которые осуществляются органами государственной власти Российской Федерации, региональными органами власти и органами местного самоуправления для реализации целей и принципов, установленных данным Федеральным законом.
Законопроектом устанавливаются два критерия отнесения предприятий к субъектам предпринимательства.
Первый критерий - средняя численность работников, в соответствии с которым выделяются три вида субъектов предпринимательства:
микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек;
малые предприятия - от 16 до 100 человек;
средние предприятия - от 101 до 250 человек.
Применение такого критерия позволит обеспечить сопоставимость законодательства Российской Федерации и стран Европейского союза в области развития малого и среднего предпринимательства.
Второй критерий - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и (или) балансовая стоимость активов за календарный год, которая не превышает предельные значения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательств.
Применение устанавливаемых законом дифференцированных критериев отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства позволит формировать самостоятельные, специализированные программы для каждого вида субъекта малого и среднего бизнеса.
Основными целями государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в России согласно данному закону являются: развитие самозанятости населения, увеличение количества субъектов предпринимательства, создание для них благоприятных условий деятельности, обеспечение их конкурентоспособности, увеличение доли производимых ими товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте России и валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации, а также в налоговых доходах бюджетов всех уровней.
Закон устанавливает основные принципы государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства. Важнейшим из этих принципов является распределение полномочий по осуществлению поддержки малого и среднего предпринимательства между федеральными, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
При этом в целях эффективной реализации данных полномочий предлагается создание на различных уровнях совета по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства и: их представителей - общественных объединений предпринимателей, иных некоммерческих организаций предпринимателей, в том числе торгово-промышленных палат и объединений работодателей.
Важное гарантийное значение для субъектов малого и среднего предпринимательства имеет предлагаемая законом норма о нераспространении на данную категорию хозяйствующих субъектов в течение первых четырех лет изменений в законодательстве, ведущих к увеличению у них совокупной налоговой нагрузки.
В результате, вступление в силу данного закона станет реальной основой дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Инфраструктура поддержки предпринимательства в Дальневосточном Федеральном округе
Амурская область
Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Амурской области
г. Благовещенск, ул. Кузнечная, 1 тел.: (4162) 37-57-29 тел./факс: (4162) 37-58-09
Некоммерческое Партнерство «Ассоциация Амурских товаропроизводителей»
г. Благовещенск, ул. Островского, 39, оф.16 б тел.: (4162) 52-51-66
Амурская областная общественная лесозаготовительная организация «Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров Амурской области
г. Благовещенск, ул. Калинина, 52 тел.: (4162) 51-46-45
Амурская областная общественная организация объединения работодателей «Ассоциация строителей Амурской области»
г. Благовещенск, пер. Святителя Иннокентия, 1 тел.: (4162) 52-35-58
Еврейская автономная область
Региональное объединение работодателей ЕАО «Союз промышленников и предпринимателей»
г. Биробиджан, пр-т 60-летия,18, оф.112, тел.: (42622) 4-13-48,4-49-22
E-mail: maxeao@mail.ru
НП «Организация предпринимателей по экономическому развитию ЕАО»,
г. Биробиджан, ул. Пионерская,17
тел.: (42622) 6-63-19, факс: 6-38-59
E-mail: alfa@on-line.jar.ru
Камчатский край
НП «Ассоциация предприятий и предпринимателей Камчатки»
г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 62 тел.: (4152) 42-48-55
Некоммерческое партнерство «Союз рыбопромышленников малого и среднего бизнеса Камчатки»
г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, 9 а, оф. 6 тел./факс: (4152) 41-27-08, 42-09-25
Союз строителей Камчатки
г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, 89, оф. 5 тел.: (4152) 46-65-81, 46-80-32
E-mail: flcko@mail.kamchatka.ru
Некоммерческая организация Объединение работодателей «Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Камчатской области»
г. Петропавловск-Камчатский, ул. Советская, 62, оф. 1 тел.: (4152) 40-20-30, 42-01-03, 42-04-30
E-mail: info@kambusiness.ru
Магаданская область
Фонд развития малого бизнеса и народных промыслов «Бизнес-ключ»
г. Магадан, ул. Якутская, 70, оф. 401 тел./факс: (413) 69-97-08, 69-96-77
Магаданское региональное отделение межрегиональной общественной организации "Союз офицеров запаса - предпринимателей"
г. Магадан, Колымское шоссе, д.4, корп.2 тел.: (413) 97-4-99, 97-4-03
Приморский край
Некоммерческое партнерство «Лига торговых предпринимателей»
Тел./факс: (4232) 22-47-31
E-mail: primliga@mail.ru
www.primliga.ru
Объединение строителей «Властра»,
г. Владивосток, ул. Алеутская, 28, оф. 401 тел.: (4232) 22-80-11, 20-52-06
E-mail: vlastra@online.vladivostok.ru, vlastra@farpost.com
Некоммерческое партнерство «Ремесленная палата Приморского края»,
г. Владивосток, ул. Посьетская, 14 тел.: (4232) 41-29-12, 41-41-49, факс: 41-09-04
E-mail: prim_rem_palata@inbox.ru
Некоммерческое образовательное учреждение «Дальневосточный центр производительности» г. Владивосток, ул. Петра Великого, 4, оф. 34
тел.: (4232) 26-79-82, 26-51-45
E-mail: fepc@mail.ru
Некоммерческий Фонд «Дальневосточный центр экономического образования»,
г. Владивосток, ул. Станюковича, 28 а, оф. 520 тел./факс: (4232) 51-42-93,
E-mail: natvlad@online.ru
www.fecee.vladivostok.ru
Некоммерческое партнерство «Инновационно - технологический центр Приморья»
г. Владивосток, ул. Русская, 19 а, тел./факс: (4232) 32-35-00, 32-14-22
E-mail: ik@itcp.ru
www.itcp.ru
Инновационный бизнес-инкубатор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса
г. Владивосток, ул. Гоголя, 41 тел.: (4232) 40-43-61
Республика Саха (Якутия)
НП «Ассоциация предпринимателей
г. Якутска» тел.: (4112) 32-08-09
Общественный совет предпринимателей,
п. Сангар, тел.: (263) 21-4-99
НП «Союз предпринимателей»
г. Мирный, тел.: (236) 3-43-44
Технопарк «Три долины»
г. Якутск, тел.: (4112) 35-26-29
Сахалинская область
Некоммерческое партнерство «Союз деловых людей Сахалина»,
г. Южно-Сахалинск, ул. Амурская, 62, оф. 318 тел./ф.: (4242) 42-94-48, 72-35-84
E-mail: tsabp@mail.ru
Хабаровский край
Некоммерческое партнерство «Союз в защиту Дальневосточного предпринимательства в торговле и промышленности»
г. Хабаровск, пер. Гаражный, 1 тел.: (4212) 27-44-48, 27-44-12
Хабаровская краевая ассоциация автотранспортников «Хабаровскавто»,
г. Хабаровск, ул. Ким Ю Чена, 38, оф.211, 214 тел.: (4212) 31-30-71 ,ф.:30-44-32
E-mail: frant@avto.kht.ru
www.dvtkfrant.ru
Хабаровское краевое объединение промышленников и предпринимателей
г. Хабаровск, ул. Истомина, 35 тел.: (4212) 42-05-70, 42-05-80, 42-05-75, 42-05-85
E-mail: khkop@mail.kht.ru