Анализ взаимодействия власти и бизнеса на территории Арсеньевского городского округа на примере сферы ЖКХ
В 2003 году ситуация в сфере ЖКХ в Арсеньевском городском округе была следующая. Муниципальное предприятие МЖКП «Арсеньев» признано банкротом, введено конкурсное управление. На базе МЖКП создано два МУП: МУП «Благоустройство» (благоустройство города и вывоз мусора) и МУП «Жилищник» (обслуживание жилого фонда, около 1 млн. кв.м.).
Основные проблемы этих предприятий: задержка выплаты зарплаты, невозврат льгот и субсидий, хроническое невыполнение объемов работ, недостаточное бюджетное финансирование.
Кроме этого, существовало предприятие КГУП «Примтеплоэнерго» которое обеспечивало выполнение функций холодного и горячего водоснабжения и водоотведения на территории АрГО.
В качестве первоочередных мероприятий по анализу работы МУПов были изучены штатные расписания, структурные схемы предприятий. Численность работающих превышала 1200 человек.
Цель мероприятий – «отсечение балласта» (людей, которые только числятся на предприятии, являются чьими-то родственниками или просто «мертвые души»).
На данном этапе были разработаны мероприятия по реструктуризации предприятий. Эти планы были представлены в отдел финансового оздоровления предприятий администрации Приморского края и налоговые органы. Банкротство предприятий удалось на время отсрочить.
Для детальной работы была создана рабочая группа по реформе ЖКХ. Ее возглавил глава города. В состав группы вошли все заместители главы, начальники управлений, юристы, экономисты, руководители МУПов.
Цели рабочей группы:
1. Минимизация расходов предприятия и оптимизация структуры управления
2. Поиск новых форм хозяйственной деятельности
3. Поиск и выявление опытных работников в сфере ЖКХ
4. Разработка планов работ (с учетом реструктуризации предприятий).
5. Поиск вариантов привлечения дополнительных средств.
6. Проработка вопросов коммерциализации отрасли.
Параллельно созданию рабочей группы по реформе ЖКХ, при главе города была создана рабочая группа по антикризисному управлению и финансовому оздоровлению всех муниципальных предприятий и предприятий, в которые муниципалитет входил долей.
Цели группы:
1. Ежегодный анализ показателей деятельности предприятий.
2. Разработка планов развития каждого предприятия.
3. Принятие решений о ликвидации, приватизации или банкротстве предприятий.
4. Ежеквартальный анализ предприятий ЖКХ (их всего было два).
Основной состав рабочей группы – экономисты и финансисты администрации.
В результате работы рабочей группы было принято решение о создании ООО в сфере ЖКХ.
Критерии при создании ООО в сфере ЖКХ:
- заинтересованность физических и юридических лиц в развитии этого бизнеса;
- учредители новых ООО должны иметь достаточные кредитные ресурсы или должны найти потенциальных инвесторов.
В связи с систематическим недофинансированием из бюджетов первым попало под банкротство МУП «Благоустройство».
Функции по благоустройству и вывозу мусора, до проведения конкурса, были переданы вновь образованному ООО «Лидер». Администрация не являлась учредителем в этом предприятии. После проведения конкурса функции были официально закреплены за предприятием. Финансирование шло через муниципальный заказ (утвержденный официально на Думе города).
Сложнее оказалось в реформировании МУП «Жилищник», так как жилищный фонд Арсеньевского городского округа состоит из 430 домов, из них с централизованным отоплением 316 домов общей площадью 1 млн. м2 (муниципальное жилье составляет 4 275 квартир общей площадью 167,6 тыс. м2 , т.е. 16,7 % от общей площади), ветхий жилищный фонд составляет 12,5 тыс. м2.
В связи с решением Арбитражного суда Приморского края от 22 марта 2006 года о признании муниципального унитарного предприятия «Жилищник» банкротом и открытием конкурсного производства, жилищно-коммунальное хозяйство городского округа в 2006 г. претерпело большие изменения.
Город был условно разделен на территории. На базе бывших ЖКУ МУП «Жилищник» созданы новые предприятия – общества с ограниченной ответственностью. Возглавили их бывшие работники МУП «Жилищник».
Распоряжением главы городского округа от 24 апреля 2006 г. № 303-р были определены организации, которые взяли на себя функции по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах. Основное условие передачи – функции выполнялись до момента проведения собраний собственников многоквартирных жилых домов и выбора ими способа управления домами.
В 2006 г. администрация, в лице управления жизнеобеспечения, участвовало в организации и проведении 290 собраний собственников многоквартирных жилых домов. Периодически организовывались и проводились встречи с жителями города, печатались статьи в средствах массовой информации по вопросам выбора способа управления многоквартирным домом.
В настоящее время на территории Арсеньевского городского округа функции по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах выполняют 11 организаций: ООО «Сфера», ООО «Камелия», ООО «Лифт-Сервис», ООО «Жил Комфорт», ООО «ЭкоКомфорт», ООО «Наш город», ООО «ЖилКомплекс», ООО «АрсЖил-Инвест», ООО «ЖэК», ООО «ЖУК», ООО «УютБытСервис» и товарищества собственников жилья: «Маяк», «Радуга», «Вымпел», «Русь». Общая численность работающих на жилищных предприятиях составляет 564 человека со средней заработной платой 6 500 руб. Указанные предприятия задолженности по заработной плате не имеют (для сравнения в МУП «Жилищник» работало около 800 человек, задолженность по заработной плате составляла 3-2,5 мес.).
Основные отличия в управлении предприятий МУП и ООО.
МУПами управлять было легко – директора получали приказ: что, где и когда сделать. При этом источники финансирования не указывались и чаще всего все расходы только дополнительно увеличивали убытки предприятий.
ООО управлять можно только через систему договорных отношений, конкурсы и муниципальный заказ.
Основные преимущества ООО перед МУП:
- МУП никто не кредитовал. ООО под свои заказы, объемы работ, недвижимость легко кредитуются;
- Руководитель ООО самостоятельно избавляется от ненужных работников;
- Администрация городского округа не несет субсидиарную ответственность за деятельность ООО;
- Администрация не могла практически влиять на тарифы организаций, то есть были приняты экономически обоснованные тарифы;
- ООО попадают под упрощенную систему налогообложения (себестоимость услуг становится меньше).
Основные роли органов местного самоуправления в реформировании отрасли ЖКХ:
- вдохновитель (поиск инициативных людей и потенциальных инвесторов);
- регулятор отношений (через нормативно-правовые акты регламентирует работу организаций в сфере ЖКХ);
- арбитр (выступает в роли усмирителя в конфликтных ситуациях и множестве спорных ситуаций). Критерий и главный аргумент администрации в споре – население не должно страдать от споров хозяйствующих субъектов. В случае если согласие не найдено, принимался нормативный акт, регулирующий спорный вопрос.
Местная власть может стать как союзником для частного бизнеса, так и ярым противником. Критерий оценки действий власти: думает о людях или о своих интересах и амбициях.
Для решения вопросов местного значения в сфере ЖКХ в администрации Арсеньевского городского округа были сформированы:
- штаб по благоустройству (отвечал за вопросы благоустройства города в весеннее - осенний период);
- штаб по подготовке к зиме (отвечал за вопросы подготовки к прохождению отопительного периода (практически работает весь год));
- штаб по реализации реформы ЖКХ (отвечал за вопросы координации деятельности обслуживающих организаций, помощь в решении типичных проблем, обучение и изучение положительного опыта, регулировал вопросы имущества и спорных территорий и прав собственности).
Принципы работы штабов:
- периодичность заседаний – еженедельно, в одно и тоже время и том же месте;
- присутствие первых лиц администрации – глава или 1-й заместитель по ЖКХ (обязательное условие);
- жесткий регламент – 1 час;
- конструктивность работы (никаких личных выпадов против руководителей);
- принцип решения вопросов: выявление проблемы – поиск причин – предложение вариантов решения – анализ вариантов на законность и возможные последствия (социальные, экономические, политические) – принятие решений. Юрист должен быть обязательно.
- ведение протокола и его рассылка участникам (при необходимости под роспись);
- принятие нормативных актов (распоряжений или постановлений главы) закрепляющих принятые решения;
- еженедельный отчет о проделанной работе за неделю.
Сравнивая работу МУП «Жилищник» в 2005 г. и обслуживающих организаций в 2006 г. можно увидеть следующую картину (представлено в таблице 1).
Таблица 1
Сравнительная таблица работы МУП «Жилищник» и обслуживающих организаций.
Перечень ремонтных работ
|
МУП «Жилищник»
2005 г.
|
Обслуживающие организации
2006 г.
|
%
|
Ремонт кровли жилых домов
|
10 551(м2)
|
14 969 (м2)
|
142
|
Ремонт внутренних инженерных систем
|
5 006 (п.м.)
|
21 374 (п.м.)
|
в 4 раза больше
|
Ремонт межпанельных швов
|
989,0 (п.м.)
|
8 515,4 (п.м.)
|
в 8 раз больше
|
Остекление оконных рам в подъездах
|
93,2 (м2)
|
662 (м2)
|
в 7 раз больше
|
В целом МУП "Жилищник" за 2005 год выполнило работы на жилищном фонде на общую сумму 10,6 млн.руб. А все обслуживающие организации в 2006 г. за 7 месяцев на сумму 13,8 млн. руб.
Учитывая, что все обслуживающие организации серьезно подошли к подготовке жилых домов к прохождению отопительного сезона 2006-2007 г.г., крупных аварий на жилищном фонде в период осеннее зимнего периода не было [25, 34].
Список литературы