. Доклад по конференции «Развитие системы экономического образования в России» | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Доклад по конференции «Развитие системы экономического образования в России»

Развитие системы экономического образования в России

 

Доклад по конференции «Развитие системы экономического образования в России»

 

30 марта, 2002 года, в Москве прошла Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы экономического образования в России».

Главная задача этой конференции заключалась в том, чтобы обобщить накопленный опыт преподавания экономических дисциплин в российских вузах. Все расходы по организации и проведению конференции взяла на себя молодая организация – Молодежный Союз Экономистов и Финансистов России (г. Москва).

Все вопросы сгруппировали в три категории:

1. Учебный и научный процесс.

2. Организация практики и трудоустройства.

3. Самоорганизация студентов.

Основные доклады и вопросы на конференции были посвящены вопросам менеджмента, науке управления людьми, организациями и объектами. Наиболее актуальными вопросами оказались: чему учить, кого учить и как учить. Этим трем вопросам и было посвящено подавляющее большинство докладов. Особый интерес вызвали доклады, в которых сравнивалось преподавание в России и США. При этом также сравнивался культурный уровень студентов.

Наибольшее удивление у слушателей вызвала информация о том, что американские студенты не разговаривают во время лекций - ни просто так, ни обсуждая между собой лекцию. Почему? Студенты знают, что, создавая шум, они нарушают законное право других нормально заниматься. Это вопрос культуры и, конечно же, нарушение закона может привести к судебному разбирательству. В российской аудитории можно говорить о тишине только при проведении экзаменов.

Кстати об экзаменах. Почему американские студенты сдают экзамен в письменной форме, а не в устной? При письменном экзамене повышается объективность оценки знаний, а при устной беседе велика роль субъективной оценки, и нет гарантии, что приняв экзамен в устном виде, американский преподаватель не получит судебный иск за некорректное отношение к студенту. Величина штрафа может быть 200 тысяч долларов и более. Поэтому американские преподаватели предпочитают письменные ответы или тестовый опрос, когда даются вопросы и варианты ответов на эти вопросы. Студенту нужно выбрать только один ответ на вопрос.

Но есть еще один нюанс. В российских вузах студентами принято думать, что можно не учиться в течение семестра, а потом в течение зачетной недели ликвидировать свои задолженности, во время сессии наизусть выучить конспект и получить «отлично». В американских вузах такого не бывает. Финальная отметка по курсу складывается из отметок за промежуточные экзамены, курсовую работу и какие-то другие виды деятельности. Все отметки исчисляются в процентах и об этом знают студенты.

Можно ли этот элемент преподавания применить в российской высшей школе? Уже применяют, но сталкиваются с недопониманием со стороны российских коллег. Аналогичная система использовалась в нашей системе образования и раньше, только называется она рейтинговая система обучения. Студенческие работы оцениваются в баллах, а потом сумма набранных баллов переводится в стандартную оценку. По этой системе я уже работал два года, преподавая «Основы менеджмента», в группах правоведения, в Приморском авиационном техникуме. Студенты, заранее были предупреждены об этой системе обучения и, как показывает практика, более ответственно подходят к обучению.

В Америке большое внимание уделяется дисциплинам выбора. Студент, который сам выбрал себе предмет, будет изучать его более прилежно. Это очевидно. В нашей стране это также практикуется, но не в полной мере. Наибольшей популярностью у студентов пользуются предметы: основы предпринимательской деятельности, управление предприятием, управление персоналом, основы малого бизнеса. Проблема в том, что в госстандарте, на образование, отведено ограниченное количество на дисциплины выбора, и перегружать студента дополнительными занятиями запрещается. Так что это одно из направлений, в котором предстоит совершенствовать российскую систему образования. Ну, и конечно же, нет пока такой возможности, как в Америке, предоставить студентам право выбирать: преподавателей, дисциплины или аудитории для курящих или не курящих. Это дело будущего.

Основное отличие и беда наших преподавателей в том, что мы живем в условиях перехода к рыночным условиям. Переходный период интересен с точки зрения его изучения, но крайне тяжел с точки зрения преподавания. По сути дела, преподаватели обучают экономике, которой не существует. И это ложится тяжелым бременем на их плечи, порождает проблемы и тупиковые ситуации. У многих студентов, вчерашних школьников, создается впечатление, что экономические знания вообще не нужны, не реальны и не применимы в настоящее время. Действительно заводы не работают, многие предприниматели  работает по принципу «купи дешевле - продай дороже», процветают криминальные принципы управления (криминальный менеджмент). Что же делать в этих условиях преподавателю? Приходится объяснять, как действуют правила и принципы рынка в развитых странах и как эти принципы можно использовать в нашей стране, если не в полной мере, то хотя бы частично. Мы работаем на будущее, не забывая про день настоящий, и про прошлое. И в этом наша главная проблема. У нас в стране не любят прошлого, не любят заглядывать в будущее, предпочитая хорошо прожить день сегодняшний. Это безразличие к будущему своей страны и порождает развитие преступности, коррупции, истребление собственного народа. И речь идет не о правительстве, а о мировоззрении каждого человека. Все вокруг делают бизнес в ущерб собственному народу, начиная от продажи просроченных продуктов питания, лекарств, поддельной водки, наркотиков, национальных богатств, человеческих органов, людей и, заканчивая продажей оружия, которое стреляет в нас самих. Этот «русский подход» к бизнесу шокирует весь мир, а в нашей стране это воспринимается нормально. Дело не в правительстве, дело в людях, в нас с вами, в нашей душе. Именно это и представляет наибольшую сложность в преподавании. Детская душа изначально травмирована тем, что творится вокруг. Удобнее всего этого не замечать. НО. Нельзя построить цивилизованное государство, если в нем плачут дети. Что может сделать преподаватель, если в обществе витают мысли о саморазрушении нации? Как бороться с этим? Чему учить и как учить? Именно об этом чаще всего говорилось на конференции.

Бич переходного периода - политическая и экономическая нестабильность, порождающая неуверенность в завтрашнем дне. Туманность устройства на работу по специальности заставляет задумываться: «А чему же учить?». В Америке цель вузов - научить мыслить. В нашей стране мнения о том, чему учить различные. Одни, считают, что нужно учить тому, как приспосабливаться к внешним обстоятельствам, другие считают, что учить надо тому, как заработать деньги, и немногие говорят о том, что учить надо духовности, тому, чтобы в первую очередь думать о развитии общества, а не о получаемой прибыли. Но в одном сходятся мнения - нужно обучать нестандартному, гибкому мышлению, благодаря которому можно было бы быстро меняться в динамично развивающемся обществе.

Для обучения характерно два подхода: активные методы обучения и пассивные. В последние десятилетия за рубежом стали популярны именно активные формы обучения. Их главная цель - вовлечь обучаемых в процесс познания. Традиционное чтение лекций бесперспективно, потому что время, отведенное для получения знаний, превращается в механическую фиксацию чужих мыслей. Как показывает практика жизни, наиболее усваивается не то что осмысленно, а то, что прочувствовано и осознано самостоятельно. Для того, чтобы активно прочувствовать и осознать материал используется множество способов. Мозговой штурм, работа в малых группах, управляемое пленарное обсуждение, кейс-стади (ситуации для анализа), деловые и ролевые игры - основа обучения в зарубежных вузах.

Многие преподаватели пытаются использовать в своей работе различные способы активизации мышления. Использование опорных конспектов, образных методик, тренинги, составление схемоконспектов, работа с опережением, коллективный способ обучения, действия с имитационными моделями, кроссворды по предметам,  проблемно-активные практические занятия, тестирование - это далеко не полный перечень инструментов творчески работающего преподавателя. НО. Педагогика будет только тогда продуктивна, когда творчески будут работать все преподаватели, а не энтузиасты-одиночки.

 Что же будет в будущем? Какие новые технологии и тенденции?

Во-первых, возрастает роль компьютерного моделирования и компьютерного обучения. С помощью специальных программ можно рассмотреть и спрогнозировать различные сценарии развития фирм. Можно с помощью мультимедийных программ изучать: химические, физические и другие законы.

Во-вторых, усиливается роль Интернет в обучении (очно - заочное, дистанционное). У этого направления большое будущее, так как в условиях дефицита времени выгоднее будет обучаться самостоятельно, одновременно при этом работая.

В-третьих, обучение с использованием виртуальной реальности набирает все больший размах. В чем преимущество такого обучения? Обучение с использованием виртуальной реальности позволяет обучать на уровне подсознания (на уровне инстинктов), минуя лень и психологические барьеры ученика. К недостаткам такого обучения можно отнести: высокую стоимость (300 долларов в минуту) и плохая изученность последствий воздействия виртуального обучения на нервную систему человека.

В-четвертых, возрастает необходимость в специалистах, которые могли бы мыслить глобальными масштабами, так называемая «глобализация». В-пятых, нужны специалисты с нестандартным мышлением, решатели проблем, исследователи. Возрастает потребность в творческих людях, поэтому усилится роль отечественной теории - Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) в подготовке современных специалистов. Большинству фирм требуются люди мыслящие творчески, способные генерировать идеи. Поэтому цепочка: товар - технология - идея, будет особенно развиваться в 21 веке.

Аналитики отмечают следующую тенденцию - цена продукта все больше выражает не материальные затраты, а интеллектуальные. Поэтому совершенно очевидно, что менеджеров-экономистов нужно готовить как исследователей - новаторов, готовых идти на риск, создавая новые продукции или услуг, как аналитиков - психологов, способных прогнозировать последствия развития новшеств.

Следующая тенденция - возрастает скорость устаревания знаний специалистов. Следствие - необходимо постоянное повышение квалификации, возрастет роль самообразования и переподготовки. Потребуются экспресс - методики подготовки специалистов. Одна из целей моей диссертации - подготовить теоретическую базу для экспресс - подготовки менеджеров.

И еще одна важнейшая тенденция - всевозрастающая роль практических навыков студентов. Фирмам нужны люди - УМЕЮЩИЕ работать, а не те, кто знает, как работать. Поэтому возрастает необходимость готовить специалистов имеющих навыки практической работы, способных быстро адаптироваться к любому виду деятельности. Требуются универсалы - это подтверждает концепция «гибкого работника», использующаяся в японских фирмах.

Мировой опыт показывает, что экономика развивается благодаря работе мелких фирм. Развитие малого бизнеса - это будущее нашей страны. Нам нужно учить менеджеров-экономистов, как руководителей - новаторов мелких фирм.

Но, как учить? Как учат за рубежом? Что можно перенять у Запада? Для меня, на британских курсах, стала новостью то, что зарубежные студенты не пишут конспекты. Им их просто выдают каждому, заранее отпечатанными. Экономится время на изложение основных положений и увеличивается время для активной работы слушателей. Американские преподаватели не пишут мелом на доске. Почему? Во-первых, весь материал уже отпечатан и лежит у каждого на парте. Во-вторых, есть заранее подготовленные слайды и кодоскоп (графопроектор), при помощи которого можно показывать изображения в любой аудитории, при любом освещении. В-третьих, если возник внеплановый вопрос, и он требует графического пояснения, то используется обыкновенный фломастер и белый лист перекидного демонстрационного блокнота.

Активно используются наглядные пособия (цветные слайды, учебные видеофильмы, мультимедийные компьютерные возможности). Американцы говорят, что человеческий мозг может воспринимать примерно 6000 слов в минуту, но человек может произнести только около 2000 слов в минуту. Эту разницу они компенсируют яркими наглядными пособиями. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - таков девиз обучения.

Что можем предложить мы, российские преподаватели? Можем ли мы использовать аналогичные способы? Можем и уже давно используем, но не все и не везде. Я практикую использование раздаточных материалов (отпечатанных конспектов лекций по «Менеджменту» и «Маркетингу») уже пятый год. В использовании этого принципа обучения есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что у студентов и преподавателя исчезла нервозность, что что-то не успеют сделать. Появилось больше времени на комментарии и на обсуждение дополнительного материала. Возросла степень понимания и усвоения материала. Обратной стороной медали стала фраза: «Зачем нам лекция - все же уже написано». Самый большой минус, на мой взгляд, в том, что у большинства студентов нет желания лишний раз подумать над проблемой или заданным вопросом. Проще прочитать ответ в книге или конспекте. И это очень актуально. Еще одна проблема - разнородность слушателей. Не каждый студент может размножить собственными силами конспект, а изготовление типографским путем конспектов лекций, для учебных заведений, очень дорого. Если использовать раздаточные конспекты по всем предметам, то существенно возрастет плата за образование. Кроме типографских расходов должна быть и оплата интеллектуального труда преподавателей.

В чем основная сложность использования активных форм обучения? Нужна команда - группа преподавателей работающих по-новому. У каждого - свои предметы и они, разные по сложности, по значимости для специалиста. Очень трудоемко создать методический комплект дисциплины, чтобы его потом отпечатать. Но не это главное. Нужно научить преподавателей как использовать в своей работе передовой опыт. Чем выше профессиональный уровень преподавателя, тем качественнее обучаются студенты. Жизнь заставляет нас меняться, и мы очень быстро меняемся, чем сильно удивляем иностранцев.

Основная проблема в США, при подготовке специалистов, это получение практических навыков, так как трудно найти фирму, в которой можно пройти стажировку. Это очень актуально не только для американских, но и для российских студентов. В современных условиях жесткого налогообложения любой посторонний человек в организации не желателен. А теория, не подкрепленная практикой - это пустой звук. Поэтому большинство американских и российских преподавателей экономических дисциплин стараются в своих занятиях преподнести свой материал так, чтобы его можно было использовать в дальнейшем. Ярким примером является разработка бизнес-планов будущей деятельности студентов. И конечно для подготовки квалифицированных специалистов необходимы стажировки на предприятиях.

Все выступающие, на конференции, говорили о том, что нельзя и невозможно использовать зарубежные модели экономики в нашей стране. У России свой путь, свои особенности. Нужно выявить эти особенности, развить их и применить. Это одна из главных задач преподавателей - исследователей. Нужно изучать мировой опыт. Нужно брать из этого опыта самое лучшее. Необходимо выявлять закономерности и развивать собственную экономику. В мире говорят о японском чуде, германском, китайском. Возможно, что вскоре заговорят о российском чуде.

Какие еще проблемы освещались на конференции? Проблемы трудоустройства выпускников, разрыв в знаниях студентов и в требованиях реальной жизни. Мы учим тому, что нужно платить налоги и для чего это нужно, а в фирмах от бывших учеников требуют прямо противоположного. Парадокс. Еще одна проблема, о которой говорилось - это ухудшение грамотности студентов, элементарное незнание русского языка. Доходит до того, что предлагается ввести дополнительные предметы по изучению русского языка, основам конспектирования, делопроизводству. С каждым годом снижается уровень выпускников школ. Школу обвинять можно, но обвинения замирают, когда узнаешь, что в современную школу приходит до 35% детей с задержкой развития. В стране идет целенаправленная политика по уничтожению системы образования. Об этом говорят все. А как подтверждает мировой опыт - «конкурентоспособность страны определяется уровнем образования ее граждан». Если в 1960 году СССР по уровню образования занимала 1 место, то в 1989-1991 годах Россия вошла лишь в третью двадцатку стран.

Какие следует сделать выводы из всего вышесказанного?

Чему учить? Есть два подхода к обучению. Первый учит, как получать прибыли, а второй как развивать общество. Какой путь выбрать? Это решит каждый преподаватель.

Кого учить менеджменту и другим экономическим дисциплинам? Есть три основные группы слушателей:

- «технари» - студенты технических специальностей, изучающие экономические дисциплины;

- «гуманитарии» - студенты гуманитарных специальностей, которые имеют минимальные представления о технике;

- руководители предприятий, предприниматели - те, кто в настоящее время работают в нашей стране. Это особая категория людей, которых нужно обучать в первую очередь и как можно быстрее.

Исходя из такой классификации, условно можно описать три направления в обучении:

1) стандартный подход к подготовке специалистов технических специальностей, дополненный изучением экономических дисциплин;

2) стандартный подход к подготовке специалистов экономических специальностей, дополненный изучением технических дисциплин;

3) экспресс - подготовка в области экономических дисциплин: микро- и макроэкономика, менеджмент (основные специализации), маркетинг, основы предпринимательского дела, юриспруденция. В настоящее время это направление наиболее важно и перспективно, так как в стране множество руководителей и предпринимателей, которые работают, используя метод проб и ошибок, не имея экономического образования.

Как учить? Необходимо использовать передовой опыт в области преподавания. Активные формы обучения, дополненные наглядными и раздаточными материалами, дадут качественный результат.

Самое важное в преподавании, на мой взгляд, научить человека учиться, научить пользоваться своими знаниями и добывать новые. Идеальный выпускник - это человек - исследователь, способный создавать что-то новое. Следующий шаг в будущее - это человек - открыватель, тот, кто может открывать новые законы и явления, порождающие новые изобретения и рождение новых систем и ценностей. Так что у педагогики есть свои задачи, для достижения которых потребуются десятилетия.

И последнее. Исходя из сказанного выше, возникает вопрос: «А какую роль должен играть преподаватель в современных условиях?». Роль простого информатора (человека, излагающего прописные истины) устарела. Нужны преподаватели - консультанты, преподаватели - советники и инструкторы. Иногда, на своих занятиях, я сравниваю преподавателя с дорожным указателем, который показывает путь. Путь к Истине, к которой нужно добраться самому. Прав ли я? Можно дать голодному человеку у реки пойманную рыбу, и он снова придет к вам за рыбой. Можно дать ему удочку и научить ловить рыбу. Можно просто дать ему удочку и ничего не объяснять, научится сам. А можно научить его выживать в любых условиях, исследуя и познавая при этом окружающий мир. Какой способ эффективнее на ваш взгляд?

Идеальный ученик не тот, кто все прилежно учит, а тот, кто учится САМ, изучая мир.

Спасибо за внимание.

 

Преподаватель дисциплины «Менеджмент», частный предприниматель - Соболев Михаил Викторович. ДВГАЭУ  (филиал г. Арсеньев).                                             

 

20.05.02

 

 

Новости
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...
02.04.2023
Тестирование новой услуги «Идея дня на WhatsApp» ...